Разобраться • 3 ноября 2023
Новые законы, влияющие на российский бизнес
Новые законы, влияющие на российский бизнес
Текст: Редакция Inc.
Последние два года были богаты на всевозможные законодательные инициативы. Inc. собрал дайджест свежих законов, которые отразились на жизни российского бизнеса.
С начала СВО мир вокруг сильно изменился. Ожидаемо трансформировалось законодательство. Некоторые юридические нововведения напрямую касаются предпринимателей.
Объявленная в сентябре 2022 года «частичная мобилизация» повлияла не только на настроения в российском обществе, но и на бизнес.
Клавдия Бакуменко,
руководитель отдела правового сопровождения клиентов компании «ПризываНет»
«Согласно поправкам, внесенным в Трудовой кодекс в октябре 2022 года, руководитель обязан сохранять за мобилизованными рабочие места на период мобилизации, при этом может принимать по срочному трудовому договору других работников. Кроме того, мобилизованные граждане, с которыми расторгли срочный трудовой договор, имеют преимущественное право на трудоустройство в организации»
Если у работодателя нет вакантной должности, на которой был трудоустроен гражданин, он обязан предложить ему нижестоящую вакантную должность.
С июля прошлого года банковских клиентов из корпоративного сектора делят по трем группам риска: «зеленая» — надежные клиенты, «желтая» — со средним уровнем риска и сомнительными операциями, «красная» — с высоким уровнем риска, подлежит особому контролю. Для этого Центробанк запустил платформу «Знай своего клиента»: она ежедневно оценивает организацию и ИП, основываясь на сведениях, собранных из банков. Так, клиентам из «зеленой» группы не могут отказать в открытии счета и проведении платежа, а для «красных» — серьезно ограничат доступ к счету.
В красную зону попал 1% юрлиц и ИП — это около 60 тыс. предприятий, приводит цифры Эльвира Исаева, юрист банка «Точка».
Чтобы оставаться в «зеленой» группе, нужно:
Свой статус можно узнать, только если он «красный»: банк в таком случае сообщает клиенту, что ограничит операции по его счету.
С 1 августа прошлого года ФНС может передавать данные о налогоплательщике третьим лицам с его (налогоплательщика) согласия и это не считается разглашением налоговой тайны. В декабре утвердили форму, формат и порядок предоставления такого согласия.
На практике это применяется по-разному. Например, для IT-компаний такое согласие — обязательное условие аккредитации. Для остальных — пока добровольное.
В целом, бизнес может воспользоваться этой возможностью, чтобы убедиться, что контрагент работает легально и платит налоги. Это будет важно, если начнутся налоговые споры (например, за сомнительные сделки налоговая может доначислить налоги).
По словам Елены Костиковой, юриста банка «Точка», заказчики на крупных тендерах уже просят потенциальных контрагентов раскрыть налоговую тайну.
Право предоставить ее всегда за налогоплательщиком, но отказ может стать поводом не заключать с ним контракт.
Кроме этого, согласие раскрыть налоговую тайну облегчает получение кредита, так как у банка будет доступ к финансовой документации заемщика. При необходимости согласие можно отозвать в любой момент, отмечает Костикова.
В сентябре 2022 года начал действовать закон, который повлиял буквально на каждую компанию в стране, — закон о маркировке рекламы (точнее, вступили в силу изменения в него). А с 1 сентября 2023 года нарушители обязаны платить штрафы за немаркированный рекламный контакт.
Теперь всю рекламу в интернете нужно маркировать и передавать данные о ней в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР), который курирует Роскомнадзор. Что именно изменилось?
Закон выделяет шесть участников рекламной цепочки.
Это
Рекламораспространитель может быть в то же время и рекламной системой — например, эти две роли в себе объединяют «Яндекс Директ» или «VK Реклама». Посредники — это агентства и фрилансеры, участвующие в размещении рекламы. Цепочку замыкает оператор рекламных данных (ОРД) — компания-владелец программ, устанавливающих факт распространения рекламы в интернете. Данные в ЕРИР передает именно ОРД. Роскомнадзор утвердил список из семи организаций:
В налоговой сфере тоже есть важные изменения. С 1 января 2023 года все организации и предприниматели должны перейти на Единый налоговый платеж (ЕНП), то есть оплачивать разные налоги с разными суммами одним платежом. Для этого нужно открыть Единый налоговый счет (ЕНС) в ФНС и пополнять его раз в месяц суммой, покрывающей все обязательства налогоплательщика.
Налоги со счета будут списываться в такой последовательности:
Если денег на счете недостаточно, то ЕНП распределится пропорционально суммам обязательств. Как именно распределили деньги, можно увидеть в личном кабинете налогоплательщика или запросив информацию у ИФНС.
Меняются и даты, в которые надо отчитываться перед налоговой: теперь сдавать всю отчетность по налогам нужно будет до 25 числа каждого месяца, а вносить все платежи — до 28 числа. При этом ежемесячные платежи и отчетность остаются ежемесячными, ежеквартальные — ежеквартальными, а годовые — годовыми.
Порядок возмещения НДС тоже изменился. Чтобы получить возврат налога, нужно сохранять положительное сальдо на ЕНС, то есть после уплаты всех налогов, взносов, сборов, пени и штрафов на счете должны оставаться деньги.
Технически да: в течение 2023 года можно оформлять привычные платежки с указанием, какой налог, сбор или взнос уплачивается. Но как только вы подадите первое уведомление нового типа, надо будет полностью переходить на ЕНП.
По словам Романа Маргулиса, управляющего партнера консалтинговой компании ASB Consulting Group, «прятаться» от ЕНП нет смысла, потому что он в конечном итоге упростит жизнь предпринимателям.
Роман Маргулис,
управляющий партнера консалтинговой компании ASB Consulting Group
«Раньше для каждого налога или сбора нужен был отдельный счет, и это влекло много дополнительных действий как со стороны налогоплательщика, так и со стороны налоговых органов. С введением ЕНП жизнь бизнеса станет чуть проще».
При этом Маргулис отмечает, что на первых порах может увеличиться число споров с налоговыми органами, если не будет отлажен процесс распределения средств.
С 2023 года правительство подняло лимиты по доходам для применения Упрощенной системы налогообложения (УСН). Теперь на этот налоговый режим могут перейти компании и ИП с доходом не выше 141,4 млн. руб. за период с 1 января по 30 сентября 2022 года (в прошлом году лимит составлял 123,3 млн. руб.).
Для тех, кто уже применяет УСН, тоже установили новые лимиты. Для обычных ставок — 6% («доходы») и 15% («доходы минус расходы») — «потолок» теперь 188,55 млн руб. вместо 164,4 млн руб. в 2022 году. Для повышенных ставок — 8% и 20% — аналогично: 251,4 млн руб. вместо 219,2 млн руб. в 2022 году.
В июле 2022 года стартовал эксперимент по внедрению Автоматизированной упрощенной системы налогообложения (АУСН) в Москве, Московской и Калужской областях и Татарстане. Суть нового спецрежима в том, что бизнесу не нужно считать налоги, сдавать декларации и отчетность по работникам и платить взносы. Это делают налоговая и банк.
За счет этого, по словам Никиты Константина, директора платформы для аутсорсинга налогового, бухгалтерского и кадрового учета «Модульбухгалтерия», с АУСН объем бухгалтерской работы в компаниях значительно сократится.
Никита Константин,
директор платформы для аутсорсинга налогового, бухгалтерского и кадрового учета «Модульбухгалтерия»
«Если предприниматель не работает с НДС и у него нет сотрудников, в том числе на ГПХ, то работы с налогами и правда получается меньше. Но всё еще нужно проверять разметку операций за уполномоченным банком и общаться с налоговой, если у нее появятся вопросы».
На АУСН бизнес платит 8% с дохода (выручки) или 20% с «доходов минус расходы» (прибыли).
Чтобы перейти на АУСН, надо заполнить уведомление о переходе на специальный налоговый режим в личном кабинете на сайте налоговой — до 31 декабря года, предшествующего переходу.
До конца 2022 года на АУСН могли перейти только новые организации и ИП. С 1 января 2023 года спецрежим доступен для всех юрлиц и ИП в перечисленных регионах. Компании должны соответствовать шести условиям:
Есть и другие ограничения. Например, АУСН не смогут применять банки, микрофинансовые организации, страховые компании, иностранные фирмы, инвестиционные фонды и другие. Полный список можно посмотреть здесь.
Если выручка у бизнеса невысокая, то на режиме АУСН «доходы минус расходы» можно платить всего 3% от доходов.
Такая ставка применяется, если по итогам года бизнес получит убыток, доход, равный нулю, либо налог, рассчитанный в обычном порядке, окажется меньше минимального налога (1% от доходов). Молодой бизнес с парой сотрудников также может законно сократить сумму налогов вдвое, говорит Никита Константин из «Модульбухгалтерии».
Многочисленные проверки, очередные и внеочередные — одна из главных бед малого бизнеса, которая стопорит работу и мешает предпринимателю сфокусироваться на разработке продукта или клиентах, не раз заявляли сами предприниматели. Чтобы снять с небольших компаний это давление, правительство ввело мораторий на плановые проверки до конца 2023 года.
Мера регулируется федеральным законом, поэтому распространяется на все компании, входящие в реестр малого и среднего предпринимательства в стране. За исключением предприятий высокого риска. Их перечень опубликован на сайте Роструда.
При этом представители бизнеса, ожидающие проверку, могут обратиться в контрольный орган с просьбой провести профилактический визит — он не предусматривает штрафы и наказания.
Узнать, включен ли бизнес в график плановых проверок, можно на сайте Генпрокуратуры.
Для аккредитованных IT-компаний есть дополнительный бонус: к ним до 3 марта 2025 года не придут не только плановые, но и выездные налоговые проверки, отмечает Роман Маргулис, управляющий партнер ASB Consulting Group.