За последние несколько лет на рынке труда произошли заметные трансформации. Более 8 млн людей зарегистрировались как самозанятые, а многие наемные сотрудники стали работать удаленно. Государство старается не отставать от этих изменений: разработанный в 2022–2023 гг. законопроект «О занятости населения», поправки в который вносились в октябре, может быть принят до конца этого года. О самых важных нововведениях и о том, как они повлияют на трудовой рынок, Inc. рассказала эксперт hh.ru по трудовому праву, юрист Татьяна Нечаева.
Новое трудовое законодательство затронет всех участников рынка труда: сотрудников, работодателей, индивидуальных предпринимателей и самозанятых. Законопроект предусматривает как новые возможности для тех или иных групп, так и новые обязанности. Рассмотрим шесть самых важных изменений.
Сейчас государство решает проблему безработицы по мере ее возникновения для конкретного человека. Сотрудника уволили — он может встать на учет в Центр занятости, получать информацию о вакансиях и денежное пособие.
Но работу ищут не только те, у кого ее нет. Сотрудник может понимать, что ему грозит увольнение, — тогда поиск новых вариантов трудоустройства становится для него таким же актуальным. Отслеживают вакансии и те, кто в силу разных причин хочет сменить работу. По новому законодательству эти категории соискателей тоже могут рассчитывать на содействие служб занятости.
Отдельно в законопроекте указаны категории людей, которым центры занятости должны помогать с трудоустройством в первую очередь. В их числе — участники СВО и члены их семей.
Работодателям станет проще размещать вакансии на едином цифровом портале «Работа России». Он создан как всероссийская база вакансий и резюме. Получением, обработкой и публикацией вакансий на портале занимаются службы занятости. Теперь работодатели смогут самостоятельно передавать им информацию и публиковаться на этом ресурсе.
Закон вводит понятие «подходящая работа». Она должна соответствовать таким критериям, как образование, навыки, желаемый тип деятельности человека. Закрепляется право соискателя искать и получать именно такие вакансии.
Впервые в российском законодательстве определены понятия «самозанятость» и «платформенная занятость». Эти формы трудоустройства фактически будут легализованы. Скорее всего, в следующие годы мы увидим более детальное регулирование данной сферы.
Согласно данным ФНС, в России зарегистрированы более 8,1 млн самозанятых. Закон прописывает для этой категории граждан новые возможности, например получение выплат по безработице. Это делает статус самозанятого еще более привлекательным для соискателей.
Правда, «с первого раза» все не могло получиться гладко: у законопроекта есть свои минусы. По тексту закона, самозанятость — «это деятельность гражданина по личному производству товаров, выполнению работ и (или) оказанию услуг, направленная на систематическое получение дохода». Но при этом нигде не прописано, какая именно периодичность оплаты считается систематическим получением дохода.
Поэтому пока что здесь возможны самые разные толкования. ФНС регулярно дает разъяснения, по которым не рекомендуется часто привлекать самозанятых к проектам. Но каких-либо четко прописанных правил взаимодействия сторон здесь нет и новым законом они тоже не предусмотрены.
К «платформенно занятым» отнесут граждан, которые находят заказчиков с использованием цифровых платформ. Ими считаются, например, сервис заказа такси, ресурсы по подбору вакансий для разнорабочих, а также различные сайты поиска исполнителей.
Безусловно, у такого режима есть много плюсов для платформенно занятых. В первую очередь это удобный и простой доступ к онлайн-ресурсам, гибкий график, возможность самому выбирать клиентов и заказы, быстрый заработок. Отсутствует жесткая субординация между исполнителем и платформой, вознаграждение зависит от объема выполненной работы.
С другой стороны, у исполнителей должны быть базовые права и гарантии, а также возможности влиять на свои условия труда. Вследствие нового закона платформенные занятые могут быть лишены социальных гарантий, которые получают в найме.
Все эти вопросы должны быть урегулированы на законодательном уровне для достижения баланса прав сторон.
По новому закону, количество бюджетных мест в вузах и колледжах будет зависеть от востребованности той или иной специальности на рынке труда.
Если по данным служб занятости на представителей какой-то профессии фиксируется повышенный спрос, система образования начнет готовить больше специалистов в этой сфере.
Кроме того, законопроект на постоянной основе закрепляет меры содействия занятости молодежи. В их числе — помощь студентам, которые хотят работать в свободное от учебы время. Работодателям, принимающим на работу молодых сотрудников, будет оказана финансовая поддержка.
Новое законодательство запрещает какую-либо дискриминацию в сфере занятости.
Закон предписывает равные возможности граждан в реализации их права на труд независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии.
Работодателям стоит ждать более пристального внимания контролирующих органов к соблюдению этих правил.
Для всех компаний с численностью штата свыше 35 человек устанавливается квота для приема на работу лиц с инвалидностью. Она должна составлять 2-4% от общей численности сотрудников.
Работодатели могут частично закрыть квоту, разместив заказы на изготовление продукции у организаций, нанимающих лиц с инвалидностью.
Эта норма создаст компаниям дополнительные трудности. В условиях дефицита кадров закрывать квоты проблематично: для многих крупных работодателей (в том числе и для hh.ru) было бы удобно заплатить компенсацию при ее неисполнении. Сейчас законопроект такой возможности не предусматривает.