Объясняем на пальцах. Налоговики заморозили деньги на счетах Wildberries. Как не попасть в такую ситуацию?

Объясняем на пальцах. Налоговики заморозили деньги на счетах Wildberries. Как не попасть в такую ситуацию?
Фото: Richard Ellis/Getty Images

С 20 по 22 февраля 2019 года налоговые в Екатеринбурге, Астрахани, Краснодарском и Хабаровском краях заблокировали 173 тыс. руб. ООО «Вайлдберриз» в восьми банках. В интернет-магазине Wildberries объясняют, что произошла техническая ошибка: если раньше компания подавала отчетность в различные региональные подразделения ФНС, то сейчас для удобства объединила документы разных подразделений и уведомила ФНС о переводе отчетности в другие инспекции. По версии компании, налоговики в нескольких регионах не внесли эти изменения и заморозили суммы требований.


Блокировка счетов компаний налоговиками — стандартная практика. Пострадать могут как мелкие компании, так и гиганты, вроде «Яндекса» или «Билайна». Согласно статьям 76 и 101 Налогового кодекса, деньги на счетах компании могут быть заморожены из-за непредставления отчетности в срок, нарушения порядка предоставления квитанции о приеме электронных документов, в связи с обеспечением уплаты недоимки.

«Чтобы всё было в порядке, надо вовремя платить налоги, отвечать на требования ФНС. Электронный документооборот, я думаю, уже у всех организован. Скорее всего, это какое-то недоразумение. Сумма небольшая даже для небольшого налогоплательщика», — считает основатель юридической компании «Авирта» Марат Самитов.


Даже при соблюдении всех правил ФНС всё равно может заморозить средства бизнеса на счетах. «Налоговая оценивает, как организация выглядит на фоне аналогичных компаний, работающих в той же отрасли, — поясняет антикризисный менеджер Иван Рыков. — Вместе с тем, работа налоговых органов автоматизирована, ФНС не имеет задачи проверять всех и вся на предмет своевременности уплаты всех налогов. Надо только быть внимательным при работе с самыми важными показателями для ФНС».

Средства могут быть заморожены, если какие-то операции показались подозрительными. «Налоговая проверила сданные декларации, и возникли какие-то глобальные вопросы. Посмотрели на декларации, уплаченные налоги и реальное движение денег по счетам, а также на декларации поставщиков, и они друг с другом сильно не сошлись (например, задекларирована малая выручка, а на счёт заходила большая), и компания не может объяснить, почему не сходится», — говорит сооснователь бизнес-сервиса «Кнопка» Евгений Кобзев.

По словам Марата Самитова, иногда блокировки вовсе не поддаются объяснению: «От ошибки налоговой инспекции никто не застрахован. Даже добросовестные налогоплательщики получали блок счёта».


Блокировка счетов может произойти и по техническим причинам. В начале 2019 года ФНС России переходит на новые программы: многие предприниматели в последнюю отчетную кампанию столкнулись с проблемами при отправке документов налоговикам. В самом ведомстве отказались предоставить Inc. оперативный комментарий о том, как чиновники решают эту проблему. О трудностях знает и Марат Самитов: «Возможно, что ситуация с Wildberries возникла по вине самой налоговой инспекции. В январе-феврале 2019 г. ФНС на федеральном уровне обновляет программное обеспечение. Проблема с отчетностью и приёмом деклараций возникла у многих налогоплательщиков».


Чтобы избежать неприятностей, можно использовать различные сервисы. Например, настроить автоматические оповещения в «таск трэкере» при приёме электронных уведомлений от ФНС (в Jira, Google Issue Tracker, Bitrix). «Приходит из налоговой письмо, какое-нибудь совершенно невинное, есть 5 дней, чтобы нажать кнопку «принять». Человек, который за это отвечает, не отреагировал (в отпуске, заболел и т. п.). И всё: здравствуй, блокировка всех счетов! Мы следим за письмами, которые приходят от ФНС через электронные каналы, автоматически создаём задачу в Issue Tracker на каждое письмо», — рассказывает Евгений Кобзев.

Даже если счета уже заблокированы, владелец может совершать по ним определенные операции. «Речь о выплате заработной платы сотрудникам. В случае блокировки счёта можно воспользоваться банковской гарантией, залогом или поручительством, — знает старший юрист BGP Litigation Денис Савин. — При этом необходимо, чтобы банковская гарантия была выдана банком, входящим в специальный перечень, утверждённый Минфином».