Объясняем на пальцах: туркомпании разоряются одна за другой. Что творится на туристическом рынке и что делать?

Объясняем на пальцах: туркомпании разоряются одна за другой. Что творится на туристическом рынке и что делать?
Фото: Getty Images/Georgie Wileman

Туристический рынок на этой неделе лихорадит: монстр «Натали турс» объявил об аннулировании всех подтвержденных туров, компания с более чем 25-летней историей DSBW-Tours заявила, что прекращает деятельность. В июне с рынка ушел питерский туроператор «Матрешка-тур», прекратила чартерное авиасообщение для туристов дочка «Натали турс» «Панорама тур». Туроператор «Аврора-БГ» приостановил полеты в Болгарию и Черногорию из-за возросших цен. Не утихает скандал и вокруг туроператора Polar Tour, прекратившего деятельность в середине июня. От этого, предположительно, пострадали десятки тысяч туристов. Аналитики наперебой спорят: то ли это закономерное продолжение общего падения рынка с 2014 года, то ли во всем виноват массовый переход на онлайн-кассы с 1 июля (а туристический рынок очень любит кэш). То ли туроператоры просто переоценили свои силы. Inc. разобрался, что происходит и как теперь вести себя туристическому бизнесу.


Раз

Бомба на туристическом рынке взорвалась на неделе: глава туроператора «Натали турс» Владимир Воробьев заявил, что компания отзывает все подтвержденные туры с 4 июля по 30 сентября. В компании ссылаются на то, что не могут исполнить обязательства перед партнерами, а те не принимают клиентов компании. С 30 июня компания отменила чартеры в Барселону, Ираклион, Анталию, Римини, Катанию, Неаполь. Изменения объясняли снижением продаж на эти направления из-за подорожания путевок и Чемпионата мира по футболу, — многие россияне просто остались в стране. В то же время в компании заверяют, что не прекращают деятельность. Ростуризм уже предложил клиентам туроператора обращаться в страховые компании. Оборот группы компаний «Натали турс» в 2014 году оценивался в $850 млн, компания работает на рынке с 1992 года. А сейчас сообщается, что общая задолженность туроператора превышает $1 млн. Основатель компании Владимир Воробьев заявил о готовности продать бизнес.


Два

Туристический рынок трясет последние несколько месяцев: почти одновременно с проблемами у «Натали» о прекращении деятельности заявил один из старейших туроператоров России — DSBW-Tours. Глава компании Карен Гончаров заявил о невозможности исполнять обязательства ни перед клиентами, ни перед банком, и добавил, что за сохранение бизнеса компания боролась последние несколько лет. Компания специализировалась на горнолыжных, автобусных и экскурсионных турах по Европе и России. Буквально за неделю до этого о закрытии объявил туроператор Premium Travel Group. За день до этого стало известно о закрытии питерской компании «Матрешка-Тур».


Три

С рынка просто уходят 2 компании, и к этому все шло последние 3 года, эмоционально заявил в разговоре с Inc. директор ассоциации «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма «Турпомощь» Александр Осауленко. Он добавил, что писать про это не надо: не нужно поднимать шум, снижать продажи и обваливать остальной рынок. Системного кризиса на туристическом рынке нет, заверил Inc. гендиректор туристической компании «ВипСервис» Дмитрий Горин. Он добавил, что доля ушедших компаний составляла менее 1% от общего объема продаж и за последние 4 года туристический рынок вообще уменьшился: вместо 2,5 тыс. компаний осталось 600. При этом продажи, например, по Турции выросли на 30%, а по России — на 10%. Уходят те, кто не рассчитал свои риски, неправильно сформировал стратегию. В целом же рынок защищен, в фондах компенсации рисков находится 23 млрд рублей, добавил Горин. Но июнь 2018 года и правда был тяжелым для рынка: россияне остались дома смотреть Чемпионат мира по футболу и перенесли поездки на осень.


Четыре

Крупные операторы часто работают по предоплате: выкупают блоки в гостиницах, заранее оплачивают чартеры или регулярные рейсы и уходят в убыток, если спроса нет, объяснил Inc. директор туроператора «Магазин путешествий» Илья Кострикин. Также крупные туроператоры занижали комиссию агентам, давали огромные скидки постоянным клиентам. А вся отрасль и продажи держатся на агентской сети. Свое дело сделал и кризис 2014 года: многие операторы просто отложили решение своих финансовых проблем на будущее —  и оно наступило, добавил Кострикин. «Изменился продукт, изменился потребитель, появилось много самостоятельных туристов, кто угодно может купить перелет и отель. Поэтому операторам нужно давать рынку тот продукт, который либо будет выгодным по цене, либо эксклюзивным, — таким, какой турист не сможет собрать самостоятельно», — добавил он.

Все дело в том, что туроператоры и отельеры, принимающие компании, очень любят наличные, а с 1 июля все они должны были перейти на работу с онлайн-кассами и больше не могли скрывать реальную выручку, уверен экономист Никита Кричевский. «Раньше туркомпании оперировали только бланками строгой отчетности (БСО) без чеков. На практике это обычно турпутевка/ваучер. Но с 1 июля они должны применять онлайн-кассы. По отчетности — что «Натали», что DSBW — обслужили в прошлом году от 30 тыс. до 50 тыс. человек (столько продано путевок). Но только в Москве у каждой примерно по десятку собственных офисов продаж, а еще 30-40 франчайзи (в целом по стране точек продаж у каждой фирмы до 150). Выходит, если считать по официальной выручке, каждый офис обслуживает примерно одного клиента в день», — рассуждает Кричевский в своем Facebook.


Пять

Если вы работаете на туристическом рынке, Inc. советует:

не паниковать и отключить эмоции (весь рынок на взводе, это не очень хорошо);

еще внимательнее относиться к выбору партнеров: анализируйте историю компании, были ли у нее долги или ситуации неисполнения обязательств (у всех героев последних недель — были);

выбирайте поставщиков с ресурсами (собственными отелями, авиакомпаниями, автобусными бизнесами);

постоянно работайте над своим продуктом, чтобы быть способным предложить и отпуск, и однодневный тур;

идите в новые ниши и направления (когда закрыли Турцию и Египет, полетел весь бизнес, который продавал только их);

напоминаем, что клиента дешевле удержать, чем привлечь нового, — работайте над сервисом, ваши менеджеры должны быть готовы помочь в любой ситуации;

мотивируйте менеджеров продавать и бюджетные туры с небольшой комиссией: когда платежеспособность падает, это и есть выход из ситуации.