В 2017 году в Госдуму внесут законопроект о нестационарной торговле. Минпромторг хотел это сделать еще полгода назад, но подготовка документа затянулась из-за разногласий с Минэкономразвития и Федеральной антимонопольной службой (ФАС). Закон упростит пролонгацию контрактов на аренду торговых точек и позволит размещать ларьки там, где раньше это делать запрещали местные власти. «Предложенный законопроект детально учитывает имеющуюся практику правоприменения на местах, позволяет обойти все известные подводные камни», — утверждает замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов.
Сейчас получить разрешение на работу киосков предприниматели могут в ходе торгов. Их проводят местные власти в виде аукционов и конкурсов. В случае принятия закона конкурсы упразднят, останутся только аукционы — на этом настаивает ФАС. По мнению законодателей, упрощенная схема позволит получить максимум предложений и автоматически отсеивать подставные компании. «Аукцион — более прозрачная и честная форма борьбы за лучшие нестационарные площадки», — считает руководитель Комитета по малой торговле Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Игорь Вдовиченко. Однако, по словам председателя Межрегионального третейского суда Олега Сухова, и у конкурсов есть достоинства: они помогают выбрать лучшего претендента по конкретным критериям.
Сейчас, чтобы продлить заканчивающийся договор аренды, надо участвовать в повторных аукционах. Законопроект разрешает продлевать соглашения между бизнесом и властью автоматически, без организации торгов. Это один из ключевых моментов законопроекта, пояснил Inc. президент Коалиции малых форматов и киоскеров Владлен Максимов. Но такое правило будет действовать только для предпринимателей, не имеющих нарушений, пояснил эксперт. Кроме того, если у владельца изъяли землю, где стоял павильон, он сможет получить компенсационное место на 7 лет (при этом внешний вид киоска менять нельзя).
На московский бизнес новые правила почти не повлияют: большинство ларьков в столице принадлежат государству, а закон будет регулировать только частные торговые точки. Московские власти ставят цель полностью избавиться от негосударственных ларьков. По данным департамента торговли и услуг, до реформы мелкой розницы в Москве работали 22 000 киосков. Когда ввели единые схемы размещения объектов, число нестационарных точек резко сократилось до 8,5 тысячи круглогодичных и 1,8 тысячи сезонных (елочные базары, бахчевые развалы и так далее).
Раньше предприниматели строили частные киоски по утвержденному образцу: чтобы получить разрешение на работу, они заключали контракты с властями столицы. Но в 2015 году мэр Москвы Сергей Собянин передумал и решил демонтировать частные ларьки (почти новые, закупленные в 2012 году), построить государственные и сдавать их предпринимателям. В результате средние ставки аренды взлетели с 5–15 тысяч рублей до 100–160 тысяч рублей в месяц, говорит президент Коалиции малых форматов и киоскеров Владлен Максимов. Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Москве Михаил Вышегородцев сказал Inc., что новая политика мэрии плохо отразилась на бизнесе в целом, так как многие предприниматели потеряли свое дело.
Киоскерам чаще всего отказывают в размещении павильонов из-за того, что местные власти сами решают, какие ларьки и где именно нужны городу, объясняет исполнительный директор организации «Опора России» Андрей Шубин. Киоски могут работать только в тех местах, которые отмечены на схемах, утвержденных городской думой. Новый закон нацелен на решение этой проблемы: схемы должны будут изменять и дополнять ради увеличения конкуренции и развития малого бизнеса.
Закон поможет киоскерам и с другой трудностью. Сейчас, если в районе открылся новый торговый центр, считается, что население минимально обеспечено магазинами, поэтому павильоны рядом ставить запрещают. Согласно новым правилам, наличие торгового центра не служит основанием для отказа во включении ларьков в схему размещения объектов. Опрошенные Inc. эксперты также надеются, что закон даст толчок развитию мобильной торговли (фудтраки, автомагазины и так далее), так как сейчас ее деятельность никак не регулируется на законодательном уровне.
Читайте нас в Facebook, Twitter и ВКонтакте.