Огромное количество информации, которую нужно усваивать, гигантское количество задач, которые нужно выполнять, постоянная необходимость принимать решения — все это ведет к тому, что наша деятельность в современном мире менее эффективна, чем могла бы быть. Тел Компернолли, автор книги «Освободи свой мозг», которая выходит в издательстве «Альпина Паблишер», рассказывает, как по максимуму использовать самый совершенный в мире компьютер — наш разум.
Ваш успех зависит от вашей способности думать
Чтобы принимать максимально выверенные решения и действовать проактивно в сложных, непредсказуемых и быстро меняющихся условиях современного мира, мы не должны доверяться воле нашего молниеносного, но поверхностного и не склонного к размышлениям примитивного рефлекторного мозга.
Да, этот мозг хорошо служил нашим далеким предкам, которые ежедневно вели борьбу за выживание в опасной среде. Они не могли позволить себе роскошь размышлять и обдумывать многочисленные варианты действий и их возможные последствия.
Но чтобы добиться успеха в джунглях XXI века, мы, наоборот, должны как можно меньше подчиняться своему рефлекторному мозгу и думать, думать, думать!
Мы должны уделять время сосредоточенному размышлению и обсуждать важные вопросы с другими людьми. И при этом необходимо делать регулярные перерывы, чтобы дать архивирующему мозгу возможность упорядочить и сохранить полученную информацию.
Электронные системы хранят только данные и иногда — информацию, если данные упорядочены неким значащим образом. Единственное место, где находятся знания, понимание и идеи, — это человеческий мозг. Только через осмысление и размышление мы можем превратить информацию в знания и мудрость — и воспользоваться фантастическими возможностями синергии между мозгом и ИКТ (информационно-коммуникационными технологиями).
Чтобы быть успешными, мы должны учиться на протяжении всей жизни. Обучение — результат целенаправленного осмысления информации, сосредоточенного размышления, исследования, вдумчивого чтения, обсуждения с другими людьми. Это применение метода проб и ошибок — разумеется, если мы находим время провести разбор наших провалов и успехов, проанализировать их и сделать выводы.
Многозадачность — главный враг интеллектуальной продуктивности
Существует 2 вида многозадачности. Во-первых, параллельная многозадачность, когда человек пытается одновременно делать 2 дела: например участвовать в конференц-звонке и работать с электронной почтой. Во-вторых, «последовательная многозадачность», когда человек переключается между различными задачами, выполняя их по частям: например отвлекается от составления служебной записки, чтобы ответить на несколько электронных писем и голосовых сообщений, после чего возвращается к работе над запиской.
Однако мыслящий мозг не делает различий между этими видами многозадачности, поскольку в обоих случаях он вынужден постоянно прерываться и менять вид деятельности — переключаться между задачами.
Чуть позже я расскажу об особом виде параллельной многозадачности, когда рефлекторный мозг выполняет простые, привычные действия в автоматическом режиме, в то время как мыслящий мозг сосредоточивает сознательное внимание на задаче основной, нерутинной.
Концепция многозадачности пришла к нам из мира компьютеров. Она означает, что процессор (так называемый процессор последовательной обработки данных, используемый в большинстве современных компьютеров) — который, как и наш мыслящий мозг, способен выполнять всего одну задачу зараз — может переключаться между несколькими задачами так быстро, будто он выполняет их все одновременно. Чтобы переключиться между задачами, процессор помещает информацию во временную память, которая подобна грифельной доске и имеет ограниченные ресурсы: когда она заполняется, приходится стирать с доски старую информацию, чтобы освободить место для новой. Запомните эту метафору — она хорошо иллюстрирует, что происходит в мозге, когда мы работаем в многозадачном режиме.
Вы считаете многозадачность эффективной и безопасной?
Ответьте честно: хотели бы вы, чтобы вас оперировал хирург, который бегает между несколькими операционными столами, а в промежутке еще и проверяет свою электронную почту? Или чтобы автомеханик, ремонтируя тормоза на вашем автомобиле, параллельно занимался бы еще несколькими машинами?
Представьте себе такую картину: вы ремонтируете дом, красите стены — и тут в голове возникает мысль: «Чтобы прикрепить карнизы, мне понадобятся большие шурупы». Вы немедленно бросаете красить, бежите в магазин, покупаете шурупы, возвращаетесь домой, открываете банку с краской, берете кисть и продолжаете красить.
Через 5 минут — другая мысль: «У меня почти кончилось пиво!» Вы снова прекращаете красить, закрываете банку, промываете кисть, едете в супермаркет, покупаете пиво… Затем снова приступаете к покраске стен, но каждые несколько минут отвлекаетесь, чтобы поесть, поболтать по телефону, полить цветы и сделать множество других дел.
Как вы думаете, сколько времени займет ремонт дома? Такая многозадачность в высшей степени неэффективна, непродуктивна и неразумна. А иногда и опасна. Но именно так работает большинство тружеников умственного труда! Вероятно, они просто не знают, что их мыслящий мозг не способен работать в многозадачном режиме. А если заставлять его, то это приводит к колоссальной потере времени, существенно снижает скорость, точность, запоминание, креативность, эффективность и интеллектуальную продуктивность и при этом усиливает стресс.
Знали ли вы, что
30 минут непрерывной работы над одной задачей
— в 3 раза эффективнее, чем 3 захода по 10 минут;
— в 4 раза эффективнее при выполнении сложных задач;
— в 10 раз эффективнее, чем 10 заходов по 3 минуты.
Знали ли вы, что
большинство работников умственного труда работают в среднем над 65 задачами одновременно;
они безотрывно работают над одной задачей от 3 до 11 минут, прежде чем кто-то или что-то отвлечет их внимание;
после этого им требуется не меньше 25 минут, чтобы вернуться к первоначальной задаче;
в 40% случаев они так и не возвращаются к первоначальной задаче.
Это эффективно??? Продуктивно??? Разумно???
Это уже не просто многозадачность, а гиперзадачность.
По-прежнему не верите, что многозадачность крайне неэффективна?
Проведите эксперимент.
Возьмите лист бумаги, ручку и секундомер. Эксперимент состоит из 2-х простых заданий: написать слово и присвоить каждой букве порядковый номер. В первой части эксперимента вы выполняете эти задания в однозадачном режиме — сначала пишете полностью слово, а затем расставляете цифры. Во второй части делаете то же самое в многозадачном режиме — пишете поочередно то букву, то цифру.
В обоих случаях засеките время, которое потребуется вам для выполнения заданий.
1 часть. Однозадачность
О Д Н О З А Д А Ч Н О С Т Ь
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
2 часть. Многозадачность
Выполняйте задания поочередно: напишите букву М и ее порядковый номер 1; затем напишите букву Н и ее порядковый номер 2; затем напишите букву О и ее порядковый номер 3 и т. д.
М Н О Г О З А…
1 2 3 4 5 6 7…
Теперь сравните результаты. В среднем в многозадачном режиме тратится как минимум вдвое больше времени, треть людей совершают ошибки даже в таких простых заданиях и все испытывают заметно большее напряжение.
Только представьте, сколько вы теряете в черной дыре многозадачности, когда постоянно переключаетесь не между двумя простыми заданиями, а между десятками гораздо более сложных задач! Потери интеллектуальной продуктивности, креативности, времени и сил поистине уму непостижимы.