Корпорация Google установила в свою систему безопасности Nest Secure микрофон, но забыла указать это в инструкции и навлекла на себя волну гнева и подозрений в шпионаже. Эта история в очередной раз поставила вопрос, насколько допустимо изучение крупными корпорациями личной жизни пользователей.
С Nest Secure все ясно: на этот раз производитель, похоже, действительно допустил досадную ошибку при презентации продукта. Вряд ли разработчик, желая шпионить за пользователями, открыто указал бы в рекламе, что его устройство выполняет команды голосом.
С другой стороны, мы не можем утверждать, что девайс не является, выражаясь военным языком, устройством «двойного назначения». Не исключено, что микрофон установлен не только для команд от хозяина и Google по традиции будет собирать данные о предпочтениях клиентов и другую «статистическую» информацию.
Да, за нами следят. И собирают данные.
Во многих домах уже давно работают Amazon Echo и Google Home, основная задача которых, кроме проигрывания музыки, как раз и состоит в том, чтобы быть таким персональным «ассистентом» — собирать информацию о предпочтениях, вкусах, выполнять команды, осуществлять покупки по желанию «хозяина». Понятно, что эти устройства слушают и распознают по умолчанию все, что происходит в помещении, и никого это не пугает. Или все-таки пугает?
Такова плата за прогресс: новые сервисы можно всегда использовать как во благо, так и во вред. Amazon Echo случайно, по ошибке записала разговор супружеской пары и отправила постороннему человеку из записной книжки, просто неверно распознав команду, — это вопиющий пример неумных поступков и непреднамеренного вторжения «умных» устройств в личную жизнь. А бывает и наоборот: в штате Нью-Мексико во время ссоры семейной пары «умная колонка» позвонила в полицию — и так предотвратила убийство.
Аудиозаписью, конечно, дело не ограничивается. Вспомним историю с Cambridge Analytics: якобы компания получила открытую информацию о профиле пользователей Facebook и с помощью методов политтехнологий смогла повлиять на выборы в США. Возможно ли это технически (я не про Трампа, а про профилирование пользователей)? Да, возможно.
Каждый лайк, который вы ставите в социальной сети, каждый пост, каждое слово, которое вы набираете в поиске, каждый просмотр любой страницы фиксируется.
На основании этих данных легко можно определить ваши предпочтения, ориентиры, круг общения, да вообще все, что вы сами знаете о себе, — и даже больше.
Зачем это нужно корпорациям? Прежде всего, чтобы зарабатывать. Google, Facebook, Amazon постоянно нужно искать новые рынки сбыта, поэтому кросс-конверсия и кросс-сервисы — это закономерный виток их развития. Вы больше 2-х секунд просматривали фотографию с пылесосом? Или лайкнули новую модель наушников? Пожалуйста, вот вам на следующий день таргетированная реклама. Она «предложит» вам купить пылесос или средство для чистки ковра, а также порекомендует приобрести понравившиеся наушники по суперцене. Это очень похоже на подходы в традиционном оффлайн-ретейле. Любая современная CRM-система ведет профиль покупателя, и если сегодня ты купил пеленки и памперсы, то через 2 года тебе предложат конструктор для детей до 3-х лет, а через 6 лет — школьный ранец.
Другой вопрос — где проходит грань между таким интерактивным маркетингом и вторжением в личную жизнь. Пользователи смартфонов на OC Android неоднократно замечали: стоит лишь обсудить новую модель телефона или поездку на курорт, как на следующий день телефон тебе подсовывает рекламу товаров и услуг, о которых ты говорил. Чудо? Google не сильно скрывает, что собирает «статистическую» информацию — для анализа использования и оптимизации. Похожим образом действует Facebook (вспомните, как он вводил для людей фильтр «склонный к госизмене») и другие социальные сети.
Корпорации уверяют, что «статистическая» информация используется исключительно для обучения системы, монетизации имеющихся технологий, удобства и комфорта пользователя — и не попадет в «третьи» руки. Ну ок, пусть они правы, — вам сильно понравится, что микрофон вашего телефона «в теории» может записывать и распознавать ваши разговоры, а потом куда-то отправлять? Мне лично — не очень.
Одно дело — вам предложат рекламу нового пылесоса, а другое — если этими данными завладеют те, для кого они не предназначены. Например, к преступникам, которые, подслушав ваш разговор, найдут способ вывести деньги с вашего банковского счета, «угнать» ваш аккаунт или, например, шантажировать вас украденными фотоснимками. Если ваше устройство — телефон, ноутбук, планшет — окажется зараженным вредоносной программой, оно превращается в «мобильного шпиона». Его «хозяева» смогут следить за вами через камеру, читать ваши письма, смотреть фото и слушать все, что вы говорите.
Ненавижу давать советы, поэтому просто расскажу, что делаю я, чтобы чувствовать себя немного более защищенным и сохранять некую приватность.
Паранойи много не бывает. Если даже сейчас собранная умными гаджетами или приложениями информация не используется, то она записывается, архивируется и будет использована в дальнейшем. Если вы пользуетесь благами цифровой цивилизации — приходится жить по новым правилам. И с четким пониманием: все, что вы скажете, напишете или опубликуете в Интернете, может быть использовано против вас.