Партнер навсегда: как защитить свой бренд и распознать плохого франчайзи

Партнер навсегда: как защитить свой бренд и распознать плохого франчайзи
Фото: Buddhika Weerasinghe/Getty Images

Быстрое масштабирование бизнеса — мечта любого предпринимателя. И один из инструментов достижения такой цели — франчайзинг. Но франшизу часто покупают люди, которые просто не подходят вашей компании, не понимают ее миссии, принципов и только портят вашу репутацию. Особенно это болезненно в социальном бизнесе, где важны безопасность бренда и его целомудренный образ.  Готовых формул здесь нет, а потому во многом стоит руководствоваться интуицией. Кто-то больше смотрит на прошлый опыт партнера, а кто-то задает ему специально подготовленные вопросы. Вот некоторые рецепты поиска надежного компаньона и защиты своего бренда от случайных людей.


Выбирайте внимательно


Этап выбора франчайзи может стать определяющим для дальнейшего развития бизнеса. Если вы верите, что качество превыше всего, то не должны подписывать сделку с партнером, который стремится сэкономить на любых мелочах, чтобы повысить прибыль.

Если ваш партнер хочет сэкономить на питании, персонале или безопасности, не ждите улучшений, а расторгайте договор. Кроме того, владельцу франшизы стоит задуматься о создании отдела мониторинга качества, менеджер которого ежемесячно будет отслеживать все, что происходит на локациях. По фактам нарушений желательно проводить выездные проверки.

Все «правила игры», требования к партнеру (какие материалы использовать в проекте, как будет подбираться и оцениваться персонал и как будет проходить аудит бизнеса головной компании) — пропишите заранее.


Самое главное – быть уверенным, что эти правила обеспечат сохранность образа безопасности бренда (особенно если это детские сады).


Bаш партнер должен понимать, что это за бизнес, и осознавать уровень своей вовлеченности в него. Владелец франшизы может предоставить максимальную поддержку, но на франчайзи все равно ляжет большой объем работы.

Например, нашими партнерами, которые хотят открыть собственный детский сад, не могут быть люди без детей (они просто не смогут до конца понять специфику этого бизнеса).

Многое можно узнать о партнере, если у него есть свой блог. В социальном бизнесе доверие между партнерами особенно важно — и выстраивается долго. Если человек открыт, коммуникабелен, готов активно вести социальные сети, как и владелец франшизы, это говорит о схожем подходе к ведению бизнеса.


Поддерживайте


Нужно сделать все возможное, чтобы поддержать новых партнеров в самом начале пути: назначайте встречи, обсудите каналы общения, делитесь опытом и контактами.

Чтобы максимально качественно и быстро расширить бренд и вывести его на новые рынки, постарайтесь предоставить потенциальным партнерам все свои уникальные разработки, прописать бизнес-процессы, делиться опытом и просто поощрять победы и достижения ваших франчайзи.

Помимо права на использование бренда вы можете дать консультации по строительству и ремонту, предложить специальные цены на услуги от подрядчиков и чек-лист по выбору площадки (анализ карты территории), помочь с наймом персонала на топовые позиции и обучить «линейных» сотрудников согласно вашим собственным стандартам, обеспечив необходимыми пособиями, материалами или даже специальными программами стажировок, если они у вас есть.

Холдинг подключает к каждому проекту кураторов по направлениям на весь период подготовки к открытию и для дальнейшего ведения. Подобная подготовительная работа необходима, чтобы удержать проект на заданном уровне качества.


Стройте коммуникации


Вместе с запуском новой площадки важно дать рекомендации по ее продвижению: что сможет сделать головная компания и как будет продвигаться отдельный объект (рекомендации по локальному маркетингу). Какие формы маркетинга допустимы, а какие нет. В частности, это касается социальных сетей и политики их ведения.


Стоит создать специальное руководство по использованию бренда для разных каналов коммуникаций, рекомендации и примерные бюджеты.


Отдельно нужно указать маркетинговые инструменты, которые использовать нельзя. Например, холодные звонки не подходят для продвижения детского сада — это очень доверительная структура, и к ней не применимы те методы, которые хороши для «холодных» продаж.

Без отдельного руководства и рекомендаций по маркетингу вполне реально столкнуться с серьезными проблемами — как Domino’s: несколько сотрудников посчитали забавным снять «шуточное« видео, где всячески издевались над едой. Это вызвало шквал возмущения у клиентов сети, которые были с ними 15-20 лет. Потребовалось много работы, чтобы восстановить доверие и лояльность к бренду.


Защищайте свой бренд


Самый ценный актив для реализации франшизы — это ваш бренд, и нужно защищать его любой ценой. Он представляет вашу культуру, ваши убеждения и ваше отношение к клиентам. Когда люди хотят купить франшизу, они хотят купить ваш опыт, поэтому правильный франчайзи — тот, кто видит ценность бренда и готов соблюдать все принципы работы, которые за ним стоят. Когда вы даете возможность новым людям представлять ваш бренд, то это огромный риск, поэтому с самого начала должны быть установлены четкие принципы использования всех активов бренда. Не пренебрегайте деталями, каждое «сообщение», которое исходит от владельца франшизы, должно быть согласовано на всех уровнях организации.


Сообщество


Если вы собираетесь создавать франчайзинговое предложение, то важно наладить постпродажный сервис и каналы общения между своими партнерами.

Должна быть создана максимально комфортная обстановка для ведения бизнеса, чтобы была возможность к кому-то обратиться, а не решать все проблемы самостоятельно и тратить время, деньги и нервы. Хорошей практикой является организация ежегодных встреч между всеми франчайзи: люди общаются, делятся опытом, поддерживают друг друга. Кроме этого, можно создать собственный колл-центр, чаты в мессенджерах, тем самым помогая вашим партнерам объединиться в предпринимательское сообщество. Оно позволит решить многие вопросы совместными усилиями, делиться кейсами. Это могут быть истории как успешного внедрения новых технологий, лайфхаков, так и оптимизации процессов. Также сообщество позволяет в рамках одного бренда провести диспут, мозговой штурм и бизнес-тур в Европу или США. Любой бизнес — это живой и развивающийся организм. И поддержка сообщества тут очень важна, а вместе с франчайзи вы получаете еще и партнеров, с которыми можете обсуждать дальнейшее развитие бренда.