• Usd 68.89
  • Eur 78.52
  • Btc 3790.66 $

Редакция

editorial@incrussia.ru

Реклама

ad@incrussia.ru

Журнал

Бизнес-кодекс: Максим Каширин, основатель группы компаний Simple

Бизнес-кодекс: Максим Каширин, основатель группы компаний Simple

Рубрики

О журнале

Соцсети

Напишите нам

Разобраться

«Победа» и её беды. Кофр Василия Ланового и другие скандалы главной российской бюджетной авиакомпании

  • Алена Филиппова автор Inc.

14 февраля в аэропорту Ростова-на-Дону сотрудники авиакомпании «Победа» не пустили на борт самолета народного артиста СССР Василия Ланового. Кофр, с которым актер собирался попасть на борт, превышал установленные размеры ручной клади, а сдать его в багаж не было времени — до вылета оставалось 10 минут. Представители «Победы» обвинили в случившемся помощников артиста, «которые не подготовились к таким „жестким правилам“ перевозчика». Следственный комитет объявил о проверке лоукостера по данному факту и подчеркнул, что сотрудники компании должны были пойти навстречу уважаемому человеку. В результате инцидент был исчерпан: «Победа» предоставила Лановому право бесплатного перелета до конца текущего года. Это далеко не первый скандал, случившийся за менее чем пять лет существования компании. Inc. вспомнил самые яркие из них и разобрался, как на них влияет бизнес-модель «Победы».


Типичная бизнес-модель лоукостеров содержит следующие положения: предлагая низкобюджетный перелет (цена на него складывается из стоимости топлива для самолета и услуг аэропорта — стойки регистрации, трансфер), компании вынуждены  экономить на всем. Для этого авиаперевозчик использует тип одного самолета (Airbus A320 или Boeing 737) без откидных кресел и дополнительного места для ног, сокращает набор дополнительных услуг на борту (развлекательные видеопанели, система цифровой связи). Это снижает расход топлива и расходы на штат (в самолетах «Победы» даже уборкой салона занимаются стюардессы). Все услуги на борту, в том числе питание, предоставляются за дополнительную плату (на рейсах «Победы» не кормят вообще — место контейнеров с едой занято дополнительными пассажирскими местами). Как правило, бюджетные авиакомпании летают из расположенных далеко от города аэропортов (миланский рейс «Победы» вообще прилетает в другой город — Бергамо).

Багаж в судебном порядке

Согласно правилам авиаперевозчика, пассажиры «Победы» могут бесплатно перевозить в салоне самолета рюкзаки, сумки, вещи, технику, ноутбуки, телефоны, продукты. Суммарно все вещи и предметы должны соответствовать размеру до 36×30×27 см и помещаться в калибратор (железный ящик для контроля габаритов ручной клади). За превышение этой нормы «Победа» брала дополнительную плату. Это правило соответствовало российскому законодательству до конца 2017 года. Тогда Минтранс издал распоряжение, разрешающее брать с собой на борт сверх установленной нормы некоторые другие предметы, в частности сумку или портфель.

Руководство авиакомпании оспорило это решение в суде. А гендиректор «Победы» Андрей Калмыков публично пообещал, что в случае проигрыша компания подчинится закону, но уменьшит размеры допустимого к перевозке в салоне багажа до 10х10х10 см. «Победа» проиграла дело во всех инстанциях и подчинилась, в итоге забыв о своей угрозе.



Константин Парфененок

директор по коммуникациям Ango.travel

В пресс-релизах «Победа» часто подчеркивает, что реализует «проект классического низкобюджетного перевозчика». Если рассматривать её бизнес-составляющую, то в реальности «дочка» «Аэрофлота» мало на него похожа.

Там, где лоукостеры достигают экономии, «Победа» ведет себя как классический перевозчик, летая из «Внуково» наравне с другими авиакомпаниями, вроде «России», UTair или Turkish Airlines. Другая статья доходов — сборы за багаж. Тут все тоже с ног на голову. У лоукостов он платный, и это понятно: обработка багажа увеличивает время оборота самолета, что критично для бизнес-модели. «Победа» делает ровно наоборот: жалуясь на текущие Федеральные авиационные правила (ФАП), которые устанавливают бесплатную норму в 10 кг, «Победа» сама заставляет пассажиров сдавать их именно в багаж, а не брать с собой, как делают другие компании с безбагажными тарифами (S7, UTair и «Уральские авиалинии»). Тем самым у «Победы» возникают новые расходы на содержание дополнительных стоек регистрации для приема этого багажа. Там, где европейские лоукосты обойдутся одной стойкой, «Победа» держит 2-3. Правда, так компания получает возможность брать деньги за ручную кладь, придираясь к размерам дамских сумочек и портфелей.

Жесткие габариты

12 марта 2018 года с вылетающего из Самары в Москву рейса «Победы» сняли игрока волейбольной команды «Факел» Александра Кимерова. Спортсмен ростом 2 метра 15 см поменялся местами с другим пассажиром, поскольку физически не помещался в свое кресло. Стюардесса вернула его назад, объяснив это требованиями правил безопасности. Позднее она пожаловалась командиру экипажа, что длинные ноги волейболиста мешают проходу бортпроводников. Прибывшие полицейские попросили игрока покинуть самолет, вследствие чего рейс был задержан на 27 минут. Директор волейбольной команды был возмущен действиями сотрудников «Победы». В компании же утверждали, что причиной удаления волейболиста было его агрессивное поведение, а вовсе не рост.


Победа в цифрах

Источник: данные компании


777–1499

руб. — багаж до 10 кг.


999–3000

руб. — багаж до 20 кг.


499

руб. + 2% от электронного платежа — авиабилет из Самары в Москву.


€ 25

— регистрация на рейс в зарубежных аэропортах.


1999

руб. —  перевозка домашнего животного (в контейнере) до 8 кг.


3,2

млн человек — пассажиропоток компании за последний год.


56%

— снижение чистой прибыли авиакомпании за 2018 год.

Потерявшиеся в салоне

В центре еще одного скандала «Победа» оказалась после того, как стюардессы не разрешили семейной паре с трехмесячным ребенком сидеть вместе. Согласно правилам перевозчика, семья должна была сидеть в разных креслах, так как не оплатила услугу выбора мест в самолете (149 руб. за каждое). По мнению лоукостера, молодые люди нарушили правила безопасности: пассажир не только занял чужое место, но еще и ходил по борту при включенной табличке «Пристегните ремни» и не слушался указаний капитана воздушного судна.

В данной ситуации речь шла не только о нарушении пассажиром требований «Победы» (бронируя авиабилет, пассажир заключает Договор воздушной перевозки и обязуется выполнять правила авиакомпании). Вина пассажиров была гораздо серьёзнее. «Неподчинение требованию КВС и игнорирование правил безопасности», — комментировала пресс-служба Победы. Тогда многие пассажиры, а также пользователи социальных сетей (в том числе блогер Илья Варламов), встали на сторону авиакомпании, согласившись, что установленные правила должны соблюдать все без исключения.



Григорий Грибов

специалист по управлению репутацией «Ашманов и партнеры»


Компании стоит задуматься, насколько хорошо она доносит условия перелёта до пассажиров. Если почитать отзывы о «Победе» в Сети, то большое количество негатива связано с тем, что проверка багажа через калибратор для многих — неприятная неожиданность.

Например, на сайте «Победы» есть 2 раздела, в которых говорится о правилах провоза багажа. В одном из них нет информации о его размерах.


Нарушение режима

В июне 2018 года сразу два пилота «Победы» были отстранены от управления рейсом Сургут-Махачкала после того, как проверка обнаружила в их крови существенное содержание алкоголя. Александр Павлушко и его напарник Дмитрий Лугов хотели, как обычно, приступить к управлению самолетом, но вовремя были остановлены медицинскими сотрудниками. После инцидента не шло и речи об увольнении, пока гендиректор компании сам не сообщил об этом. «В компании абсолютно нулевая толерантность и заведомо предвзятое отношение к сотрудникам, которые позволяют себе алкоголь даже в нерабочее время. Пилоты были отстранены от выполнения рейса и незамедлительно уволены из штата компании по соглашению сторон», — комментировал ситуацию Андрей Калмыков. Лишать нарушителей пилотных свидетельств никто не стал, ведь это не предусмотрено законодательством.

Рассылка журнала Inc.
Подпишитесь на самые важные материалы о бизнесе
и технологиях в России