Рассылка журнала Inc.
Подпишитесь на самые важные материалы о бизнесе и технологиях в России
Разобраться

Почему Братислава — отличное место для стартапов

Почему Братислава — отличное место для стартапов
Фото: milangonda/istockphoto.com
По данным на 2017 год, в столице Словакии Братиславе располагаются 107 компаний из списка Inc. 5000 Europe — рейтинга самых быстрорастущих частных предприятий, что лишь слегка уступает Стокгольму (134 компании) и Лондону (177 компаний). Некоторые из них растут на тысячи процентов в год и уже успели привлечь внимание крупных фондов.

Ярославу Луптаку, сооснователю словацкой венчурной компании Neulogy Ventures, было 5 лет, когда Чехословакия получила независимость от Советского Союза. Спустя два года Словакия выделилась в отдельное государство.

«В те годы слово «предприниматель» было скорее ругательным, — говорит Луптак. На его отца, открывшего лесопильный завод в 1990-е, тогда многие поглядывали косо. «Это было время золотой лихорадки. Большие компании были приватизированы и распроданы по частям, многие люди потеряли работу», — объясняет Луптак.

Как рассказали Inc. местные бизнесмены и инвесторы, в последние годы отношение к предпринимателям изменилось. Малый бизнес вносит существенный вклад в развитие экономики страны: по данным Global Entrepreneurship Monitor, в 2016-м объем производства Словакии достиг 86,6 миллиардов долларов, из которых 57% приходятся на долю малых и средних компаний.

«Это очень молодой рынок, и каждый год происходят видимые изменения», — говорит Якуб Климес, основатель стартапа в сфере разработки программного обеспечения Jump Soft, чьи продажи за период с 2012 по 2015 год выросли на 1965%. В 2015-м компания заработала 5 миллионов долларов, продавая свои технологические решения сторонним компаниям по всей Центральной Европе.

Особенно сильны позиции Братиславы в сфере IT и транспорта, и это привлекает внимание крупных мировых бизнесменов, таких как Илон Маск, основатель Tesla и SpaceX. Предложенная им технология скоростной транспортировки Hyperloop, возможно, будет впервые применена именно в Братиславе. (В январе лос-анджелесская компания Hyperloop Transportation Technologies объявила о подписании соглашения с правительством Словакии о запуске проекта объединения Братиславы с другими кластерами Центральной Европы.)

Недостатки у Братиславы тоже есть. Местное законодательство сдерживает развитие малого бизнеса, а объем венчурного капитала не идет ни в какое сравнение с Кремниевой долиной и Нью-Йорком.

Тем не менее, следующие четыре преимущества позволили столице Словакии обойти своих европейских конкурентов:

Фото: Piero Damiani/gettyimages.com
  1. РесурсыБратислава — маленький город. Местное население насчитывает всего 413 тысяч человек. Поэтому местные стартапы с самого начала нацелены на международный рынок. Расположение страны играет на руку: Словакия граничит с Чехией, Австрией, Венгрией, Украиной и Польшей. И хотя официальным языком здесь является словацкий, малый бизнес все больше использует английский, отмечает Луптак.

    В столице также есть ряд доступных для предпринимателей ресурсов, в том числе акселераторы Clusterhaus, Connect и Impact Hub. Шесть лет назад Луптак участвовал в запуске Startup Awards — конкурса стартапов, в рамках которого молодые компании соревнуются за право выиграть 50 000 долларов. В прошлом году конференция в Братиславе привлекла серийных предпринимателей, в том числе Ури Левина, соучредителя компании-создателя приложения для путешественников Waze, которая в 2013 году была продана Alphabet за 1 миллиард долларов. Тем временем спонсируемое правительством агентство Slovak Business Agency работает над обеспечением финансирования, консультационной поддержки и кредитов для местных стартапов.

  2. Профессиональные кадрыВ Словакии огромное количество профессионалов, специализирующихся в области высоких технологий — в том числе выпускников и студентов Словацкого технологического университета в Братиславе и Технической школы в соседнем крупном городе Кошице. Впрочем, молодым стартапам приходится конкурировать в борьбе за таланты с местными представительствами крупнейших технологических компаний, включая AT&T, Lenovo и Dell, предлагающими хорошую зарплату.

    Стартапы также не могут предложить своим сотрудникам достойный социальный пакет. И хотя запустить бизнес в Словакии сегодня проще, чем 10 лет назад, предпринимателям по-прежнему приходится преодолевать множество препятствий. В частности, здесь крайне трудно организовать опцион для сотрудников. (К примеру, местный стартап Jump Soft не имеет прямой программы предоставления сотрудникам акций компании, хотя и выделяет им долю в общих доходах.) Привлечь юные таланты с помощью опциона было бы довольно легко. Без этого они, скорее всего, отдадут предпочтение более респектабельным компаниям.

  3. Венчурный капиталЗа последние несколько лет доля венчурного капитала, инвестированного в словацкие стартапы, возросла. Этому способствовало создание таких фондов, как Neulogy Ventures, Braun Holding и Limerock. Согласно исследованию KPMG за 2016 год, 77% словацких инвесторов начали больше инвестировать в стартапы по сравнению с предыдущим годом. В основном это касается инвестиций на посевном и начальных раундах, поскольку большинство стартапов Словакии находятся на младенческой стадии развитии: меньше половины (46%) из них привлекли внешнее финансирование.

    «В Словакии молодые компании имеют хороший доступ к посевному инвестированию и бизнес-ангелам, — говорит Михаль Коор, генеральный директор и соучредитель компании Vectary, запущенной в Братиславе в 2014 году. — Но на более поздних стадиях компаниям придется решить, где находится их рынок, и искать инвестора там». (После привлечения внешнего финансирования от берлинской компании BlueYard Capital и компании Neulogy Ventures Ярослава Луптака в размере 2,5 миллиона долларов, Vectary перевозит свою штаб-квартиру в Нью-Йорк.)

  4. Успешные компанииБыстрый рост малого бизнеса в Братиславе также можно объяснить недавними успехами местных стартапов — например, запущенной в 1992 году компании ESET, специализирующейся на IT-безопасности, которая сегодня насчитывает более 100 миллионов пользователей в 202 странах мира. Чем больше будущие предприниматели видят подобных примеров, тем больше здесь будет появляться стартапов с глобальным видением, уверен учредитель Jump Soft Якуб Климес. «Чужой успех вдохновит их взяться за дело и смелее заявлять о себе на международном рынке», — добавляет он.

Читайте нас в Facebook, Twitter и ВКонтакте.