Чему книга о создании подкастов может научить предпринимателей?

Чему книга о создании подкастов может научить предпринимателей?

Книга Make Noise — это гайд для подкастеров от американского продюсера и стратега в мире аудио Эрика Нюзума (возглавлял подкаст-подразделения на радио NPR и в компании Audible, входящей в Amazon). На русском она вышла в издательстве Individuum в переводе Дмитрия Голубовского и называется «Пошумим. Как делать хитовые подкасты». В книге собраны практические советы и приёмы, которые могут пригодиться не только подкастерам, но и всем, кто запускает новые проекты. Inc. выбрал те, на которые стоит обратить внимание предпринимателям.

Опишите проект в 10 словах

В этом задании нужно описать ваш проект в 10 словах (или чуть меньше, если получится) — но так, чтобы было понятно, в чём его уникальность, чем он отличается от всего остального в мире. Кажется, нет задачи проще, но если попробовать это сделать, может выясниться, что точная формулировка требует многих часов размышлений. На старте любого проекта важна возможность чётко определить фокус, не менее важно, чтобы у всех членов команды было общее понимание того, что они делают. Это справедливо как для подкастов и любого творческого проекта, так и для стартапа.

Эрик Нюзум рассказывает, как его пригласили на Общественное радио штата Нью-Гэмпшир проконсультировать команду, которая много месяцев не может запустить новый подкаст. Они записали несколько материалов и никак не могли перейти к следующей стадии, потому что увязли в мелких деталях. При попытке выполнить упражнения «10 слов» вскрылась истинная проблема. Когда Нюзум попросил членов команды описать проект, выяснилось, что каждый делает «свой» подкаст, — настолько не совпадали их представления об одной и той же программе. Все срослось только тогда, когда все четыре участника смогли сформулировать общие 10 слов, отделить важное от второстепенного и прийти к единому пониманию проекта.

Как это выглядит? На примере журнала Inc., допустим, так: «Рассказываем о бизнесе, технологиях и людях, которые за этим стоят». Возможно, 10 слов на русском (английский всё-таки более емкий) в некоторых случаях будет недостаточно, но надо постараться уместить максимально точную идею своего проекта в одно не очень длинное предложение. Не стоит останавливаться на первой версии, которая покажется вам самой верной, — попробуйте покрутить фразу и посмотреть, что из этого выйдет. Нюзум советует распечатать листок с этой фразой и повесить его на рабочем месте, чтобы при принятии решений перед вами всегда был этот ориентир.

Найдите свою аудиторию

Маркетинговые исследования — это важно, но на этапе формулирования идеи стоит проделать ещё и такое творческое упражнение. Задайте в Google поиск по картинкам по ключевым словам, которые, по-вашему, максимально точно описывают вашу аудиторию, например «миллениал, любитель технологий и ЗОЖ». Выберите из появившихся картинок самую на ваш взгляд подходящую и тоже повесьте на стену. Придумайте максимально подробную биографию этому человеку — дайте ему имя, определите, чем он занимается, какой жизнью живёт, какие у него потребности. И уже после этого спросите себя — почему он выбирает ваш продукт?

Это упражнение позволяет посмотреть на то, что вы делаете, глазами потребителя. Но тут важно удержаться от одной ловушки — при поисковом запросе не описывайте самого себя, нельзя ставить знак равенства между вами и вашей аудиторией.

В книге это хорошо иллюстрирует пример с аудиторией юмористических подкастов. Есть расхожее представление, что их слушают те, кто ходят в клубы на стендапы, но исследование Nielsen разрушило этот миф. Выяснилось, что в топе покупок слушателей камеди-подкастов — детское питание, чай и корм для животных. То есть эти люди заняты домашними делами, у них нет времени на клубы и они слушают юмористические программы, чтобы развлечься.

Шесть обеденных прогонов

Нюзум как-то заметил, что он, рассказывая новым людям о своём проекте, каждый раз немного меняет свою историю и после нескольких повторов она стала ярче и мощнее. Уловив механизм работы этих спонтанных бесед, он решил сознательно использовать его для оттачивания своих идей.

Суть метода такова: обсудите свой проект с шестью разными людьми (можно приглашать их на обед или кофе) — хорошо, если среди них будут не только друзья и коллеги, но и малознакомые люди, а также те, кто относятся к вашей деятельности прохладно. Важно следить за их реакцией, фиксировать возникающие у них вопросы и сомнения, с учётом этого корректировать проект и затем назначать новую встречу. После шести прогонов (автор не объясняет, почему именно шесть, видимо, это установлено практическим путем) можно садиться за компьютер и записывать идею так, как бы вы рассказали её седьмому собеседнику, — это и будет ваш финальный вариант.

Научитесь делать и принимать замечания

Замечания помогают совершенствовать проект, но важно то, в какой форме они делаются. Когда кто-то предлагает вам оценить проект, велик соблазн выкатить список ошибок и изъянов (начав и закончив, разумеется, чем-то позитивным), — но это не самая удачная идея. В книге есть дельный совет — как комментировать чужую идею так, чтобы избежать негативных эмоций и быть конструктивным. Обозначьте тему (один из аспектов проекта) и сначала спросите автора, что он думает на этот счёт. Обычно люди сами начинают говорить о проблемах и слабых сторонах — и вот здесь ваши комментарии и соображения будут уместны. Получается, вы не критикуете, не нападаете, а спокойно обсуждаете конкретные недочёты. «Хорошая обратная связь не положительная и не отрицательная. Это возможность улучшить какие-то аспекты проекта, и довольно глупо окрашивать всё в черный или белый цвет», — пишет Нюзум.

Продайте идею с помощью хорошего питча

На то, чтобы «продать» свою идею инвестору, заказчику или любому другому покупателю, иногда есть всего несколько минут. Как повысить свои шансы на успех? Вот советы из книги Make Noise.

  • Хорошо представляйте себе историю (проект).

Одной идеи для питча недостаточно — проведите исследование рынка, узнайте максимально много о предмете и будьте готовы продолжить фразу: «Это единственный проект, который…»

  • Хорошо представляйте себе аудиторию.

Вам нужно чётко понимать, кто ваша целевая аудитория и почему ваш проект ей интересен, — только тогда потенциальные партнёры будут готовы в вас вложиться.

  • Поймите, почему именно вы рассказываете эту историю (делаете проект).

Определите, в чём ваша уникальность и почему реализовать этот проект должны именно вы. Такими преимуществами могут быть, к примеру, ваш опыт или связи.

  • Рассчитайте бюджет.

Будьте готовы ответить на вопрос, сколько денег требуется на реализацию вашего проекта. На стадии питча уже должны быть цифры, хотя бы приблизительные, а ещё стоит сразу сделать презентацию.