Компьютер и интернет в регистратуре сельской поликлиники — только начало настоящего технологического переворота, который ждет российскую медицину в ближайшие 5-10 лет. Пациенты перестанут ходить к врачам лично (пульс, кардиограмма и показатели давления будут передаваться по интернету), врачи будут пользоваться единой базой данных по всем пациентам, а умные гаджеты смогут вызывать «скорую», фиксируя состояние пользователя. Бизнесу самое время обратить внимание на телемедицинские консультации, вовлечение пациента в управление здоровьем и компьютерные игры, полезные для тела.
Телемедицина лишит клиники клиентов
В июле 2017 года президент России подписал закон о телемедицине. Профессиональное сообщество ожидало от закона несколько большего: современные технологии дают гораздо более широкие возможности, чем пока допускает российская юридическая база. Удаленные аудио- и видеоконсультации — только начало.
Во всём мире удаленный мониторинг состояния пациентов уже используется во время работы скорой помощи. Данные с дисплеев медицинских устройств передаются врачу в режиме реального времени, и пациент получает необходимую помощь ещё до прибытия в клинику. Благодаря такой системе клиники существенно экономят: в США применение телемедицины в работе скорой помощи помогло сократить время пребывания в отделении экстренной помощи с 2–2,5 часов до 35–40 минут.
Это направление будет развиваться и в России: им активно интересуются крупные игроки вроде «Яндекса» и Сбербанка. В апреле «Яндекс» уже запустил сервис платных медицинских онлайн-консультаций, а Сбербанк в мае купил 80% сервиса онлайн-записи к врачам DocDoc.ru. Кроме того, в России формируется первый образовательный центр по информационным, телемедицинским и интернет-технологиям на базе Первого МГМУ им. И. М. Сеченова.
Как это использовать?
Стартапам заработать на телемедицине будет непросто — эту область уже осваивают крупные игроки. Но можно попробовать зайти с другой стороны. Благодаря телемедицинским технологиям, в США за 8 лет число амбулаторных пациентов уменьшилось на 80%. Клиники будут искать способ «вернуть» клиентов. А IT-решения помогут это сделать.
Врачам нужен виртуальный офис
Врачам необходима единая система хранения медицинских данных и обмена ими для наиболее эффективного лечения пациентов. За рубежом постепенно внедряются технологии, направленные на повышение интегрированности медицинской помощи. В России говорить об интегрированности медицинской системы пока рано (система слишком консервативна), но в перспективе это открывает возможности для бизнеса.
Как это использовать?
Самый очевидный способ — найти клиентов среди частных игроков и предложить им разработать или оптимизировать систему хранения персональных медицинских данных и обмена ими. Препятствием может стать юридический аспект и стремление профессионального медицинского сообщества работать в единой, утвержденной государством системе. В будущем такая система сможет функционировать во всех клиниках и обеспечивать обмен данными в рамках единых установленных стандартов. Пока таких стандартов нет, и это — одна из ключевых зон роста в сфере телемедицинских технологий.
Искусственный интеллект помогает ставить диагноз
Искусственный интеллект уже сейчас помогает врачам интерпретировать результаты пациентских обследований и ставить диагнозы с высокой точностью. И врачи, и пациенты могут принимать более объективные решения о тактике лечения. Пациент больше вовлекается в процесс лечения — несомненно, это положительно сказывается на результатах.
Как это использовать?
Огромный объем данных, накопленный медициной, практически не используется. Их анализ и извлечение новой логики управления лечением – одно из наиболее востребованных направлений. Далее влияние искусственного интеллекта и больших данных будет только усиливаться. Такие системы будут применяться для проведения клинических испытаний, роботизированной хирургии, считывания радиологических данных и анализа генетических последовательностей. Технологичные стартапы могут попробовать занять эту нишу сейчас.
Гаджеты следят за состоянием пациента
Развитие интернета вещей сформировало концепцию окружающего интеллекта. В здравоохранении ведутся разработки устройств, которые «узнают» пациента, открывают его историю болезни и начинают собирать релевантные медицинские данные, чтобы как можно быстрее оценить его состояние.
Интернет вещей не только вовлекает пациента в управление собственным здоровьем, но и может спасти жизнь человеку. Компании разрабатывают гаджеты с тревожными кнопками, благодаря которым пациенты могут сообщить о плохом самочувствии одним нажатием. А если человек внезапно упал, гаджет автоматически регистрирует падение, отправляет сигнал и передает данные о местоположении пациента бригаде скорой помощи.
Как это использовать?
Кроме тревожных кнопок и других подобных носимых устройств можно, например, разработать приложения, которые будут напоминать о времени приема лекарств. По данным ВОЗ, у половины пациентов с хроническими заболеваниями возникают проблемы с соблюдением режима приема лекарств. Эти идеи тоже доступны для стартапов.
Игры формируют здоровые привычки
2016 год запомнился выходом игры Pokemon Go. Она стала сенсацией не только для геймеров и захватила мир буквально за одни сутки. В зарубежной прессе появились сообщения о том, что Pokemon Go может помочь выйти из депрессии, бороться с ожирением и даже облегчить состояние больных диабетом второго типа. Оказывается, геймификация в здравоохранении может иметь мощный эффект. Пользователи приложения Pact рискуют реальными деньгами, если не выполняют свою норму физической активности, и, наоборот, зарабатывают, если норма выполнена.
Как это использовать?
Бизнес может превратить формирование здоровых привычек в интересную игру: при выполнении определенной нормы человек может получить виртуальный бонус, при достижении рекорда — поделиться информацией об этом в социальных сетях. Главное — определить целевую группу проекта, выбрать полезное действие и создать систему вознаграждений за его выполнение. Но важно иметь в виду, что люди все же скорее пассивны в отношении собственного здоровья. Поэтому в таких приложениях оздоровительный эффект должен быть побочным, а основным — игровой элемент. Если вам удастся создать такое приложение, возможно, вы повторите успех Pokemon Go.