Польза налицо. Почему не стоит бояться face recognition

Польза налицо. Почему не стоит бояться face recognition
Фото: Gilles Sabrie/Getty Images

Распознавание лиц — одна из самых перспективных и в то же время противоречивых технологий нашего времени. Ее возможности и повсеместное распространение у многих людей вызывают непонимание, недоверие и даже страх. Яркие подтверждения тому на днях пришли из США: инвесторы Amazon предложили компании отказаться от продажи систем face recognition, а власти Сан-Франциско и вовсе запретили полиции и другим городским ведомствам использовать эту технологию. Генеральный директор компании NtechLab (это она разработала нашумевший алгоритм FindFace) Александр Минин утверждает, что на самом деле бояться нечего: как и большинство других технологий, распознавание лиц способно изменить жизнь людей к лучшему. 

Мнение редакции Inc. может не совпадать с мнением авторов колонок


За кем следит «Большой Брат»


Страхи и домыслы, которые сопровождают распространение face recognition, — это нормально: любая прорывная технология поначалу вызывала скепсис у современников. Достаточно вспомнить, как пришедшие на смену лошадям «бездушные» трамваи вызвали массовые протесты, а люди в ужасе убежали с первого сеанса братьев Люмьер.

Наверное, самый распространенный страх сегодня такой: «1984 год наконец наступил! “Большой Брат” следит за мной! Правоохранительные органы получат сведения о том, где я нахожусь!» На самом деле, камеры городского видеонаблюдения нужны не для того, чтобы фиксировать все перемещения каждого гражданина: с их помощью полиция следит лишь за предполагаемыми преступниками. Распознавание лиц существенно облегчает жизнь оперативным сотрудникам — им больше не нужно отсматривать бесконечные часы видеозаписей: когда разыскиваемый появляется в публичном месте, они получают мгновенные оповещения.


Но эта технология несет измеримую пользу и для общества в целом: благодаря ее применению резко увеличивается процент раскрытия преступлений «по горячим следам». Так, около 60% хищений раскрывается в течение первых 3-х суток (причем 90% из них — в первый же день).


Вспомните недавнюю историю о краже картины Архипа Куинджи из Третьяковской галереи — благодаря системе видеонаблюдения полиция уже на следующий день вернула полотно в целости и сохранности.

Повсеместное использование распознавания лиц обеспечит неотвратимость наказания даже в тех случаях, когда речь идет о мелкой краже или хулиганстве (по таким поводам сегодня далеко не всегда обращаются в полицию). Таким образом, эта технология поможет изменить общественное отношение к силовым структурам — доверие к ним будет неуклонно расти. При этом не стоит бояться, что невиновного перепутают с преступником. Точность работы алгоритмов постоянно совершенствуется — наиболее совершенные из них ошибаются не чаще, чем 1 раз на 10 млн лиц. К тому же система лишь указывает на вероятность совпадения, а финальное решение всегда остается за человеком.

Кстати, именно опасения, связанные с низкой точностью работы face recognition, привели к запрету этой технологии в Сан-Франциско. Действительно, среди решений по распознаванию лиц на рынке есть алгоритмы, пригодные исключительно для работы в «контролируемых» условиях (с хорошим освещением, HD-картинкой и прямым взглядом человека в камеру). Для использования в городской безопасности такие продукты не подходят — здесь требуется принципиально другой класс систем. Однако решения от лидеров рынка обеспечивают высокую точность работы даже при использовании камер с низким видеоразрешением.


Человек без лица


Системы face recognition оказались востребованы магазинами, ресторанами и кинотеатрами. Но, как ни покажется странным, лица их интересуют не как персональные наборы черт, привязанные к конкретным личностям, а лишь как часть верхнеуровневой статистики.

Дело в том, что магазины уже достаточно давно собирают персонализированную информацию о своих покупателях — например используют при этом такую маленькую хитрость, как пассивный сбор геоданных смартфонов. А вот системы распознавания лиц многим ретейлерам и компаниям сферы развлечений нужны для создания обезличенной усредненной демографической картины. В первую очередь, их интересует, кого больше среди клиентов — мужчин или женщин, каков в среднем их возраст, довольны ли они посещением, — да-да, наиболее продвинутые системы могут и эмоции считывать! Собираемые при этом данные не привязываются к какому-либо конкретному человеку — магазину и ресторану нужны суммарные «большие» данные, полученные на основе анализа действий и реакций тысяч людей.

Такой же обезличенный сбор данных о перемещении жителей позволяет сделать городскую среду гораздо комфортнее для проживания. Например, с помощью систем face recognition можно отслеживать скопления людей и менять график движения общественного транспорта в зависимости от реальной потребности (именно таким образом предлагает использовать технологию Минстрой РФ). А интеллектуальная видеоаналитика поможет упростить планирование и организацию городских мероприятий (а заодно расскажет о числе участников и их демографическом составе). Кстати, эффективность такого подхода уже была практически доказана во время прошлогоднего Чемпионата мира по футболу. Установленные на входе и выходе из городских фанзон камеры помогли точно определить количество людей во время ключевых матчей (в том числе и благодаря этому давки и других драматических последствий удалось избежать).


Личные данные — в обмен на скидки


Противники систем face recognition могут возразить, что во всех вышеуказанных случаях речь идет о схеме «безопасность и комфорт в обмен на личные данные» (причем зачастую без осознанного согласия человека). Ответить им можно двумя тезисами. Во-первых, по-настоящему частной жизни вы лишаетесь, когда приобретаете любой смартфон, — из него можно украсть деньги и документы, но большинство людей не боятся их там хранить, потому что это удобно. Во-вторых (что, может быть, даже более важно), в XXI веке мир уверенно вступает в новую экономическую эпоху — эпоху shared economy. Исследования показывают, что у «поколения Z» (родившихся в середине 90-х) совершенно иное отношение к частной жизни, нежели у их родителей. Эти люди как раз стремятся делиться со всем миром личными данными, деталями своей жизни и персональными оценками — особенно что-то получая взамен.

Такой в высшей степени прагматический подход молодежи к персональным данным порождает принципиально новые сервисы — например сверхпопулярные BlaBlaCar или Grabr. Пользователь вынужден заранее раскрывать, где и когда он планирует оказаться, но за это он получает скидки и уникальные возможности.


Можно предположить, что в будущем бизнес будет знать все о предпочтениях и перемещениях своих клиентов, а не домысливать, как сейчас, — и благодаря этому предугадывать их желания. Сейчас это может кого-то напугать, но задумайтесь: ведь это будет мир без спама и навязывания ненужных вещей, где продавец будет заинтересован потратить как можно меньше времени покупателя.


Отдельный аспект пресловутой «прайваси» — хранение данных и их сохранность. Наше с вами поколение Y прошло долгий, тернистый путь знакомства с цифровыми технологиями: наверное, каждый когда-либо терял информацию, ломал флэшки и страдал от не сделанного вовремя резервного копирования. Поэтому ощущение, что данные обязательно будут утеряны или украдены, для нас естественно. Но надежность работы систем повышается с каждым годом — и о характерной для рубежа веков нестабильности смело можно забыть (мир движется в сторону блокчейна, где вся полнота необходимой информации есть одновременно у всех участников работы с ней).

По данным MarketsandMarkets, в ближайшие годы мировой рынок face recognition будет расти со скоростью около 14% в год и к 2022 году достигнет уровня $7,5 млрд (притом что в 2017 году он оценивался в $4 млрд). Разработчики систем распознавания лиц рассчитывают, что такими же опережающими темпами будет идти проникновение биометрической идентификации. Вы сами можете почувствовать, насколько легко и удобно разблокируются мобильные телефоны с помощью одного лишь взгляда!

А все фантазии о мрачном будущем лучше оставить любителям антиутопий (и уж точно не стоит бояться камер видеонаблюдения). Вот увидите, скоро в ваш любимый магазин станет ходить еще приятнее — вас приветствуют как дорогого гостя и напомнят о скидке на любимый товар. А о таких формальностях, как карта лояльности или даже банковская карта, можно будет просто забыть.