Разобраться • 1 июня 2021

Товар первой необходимости: почему все

покупают поп-иты и симпл-димплы?

Товар первой необходимости: почему все покупают поп-иты и симпл-димплы?

Текст: Екатерина Кинякина


Весной 2021 года мир захватили поп-иты и симпл-димплы. Виральные видео и мемы с ними распространились по всему интернету и проникли во все социальные сети. В середине мая спрос на эти товары вырос почти на 900%, а на одной из площадок количество запросов на поп-иты доходило почти до 300 тыс. в день. Почему все так хотят купить эти разноцветные «пупырки»?

В 2016 году в американском научном журнале Child neuropsychology вышла статья, посвященная влиянию физической активности на когнитивные способности детей с синдромом дефицита внимания (СДВГ). Автор статьи Джули Швейцер, профессор поведенческой науки Калифорнийского университета, утверждала, что дети с СДВГ лучше справляются с задачами, требующими повышенной концентрации, если ерзают, пока пытаются их решить. Оказалось, что мелкая моторика не только снимает стресс, но и способствует повышению умственной активности. Более того, снимать стресс при помощи мелкой моторики склонны далеко не только дети с СДВГ. Если вы когда-либо щелкали ручкой, пытаясь решить задачу или сформулировать предложение, вы делали то же самое.

В 2017 году Американская психологическая ассоциация зафиксировала резкий рост уровня стресса у граждан США. Эта тенденция совпала с ростом популярности игрушек-спиннеров — помните такие? Первый спиннер сделала выпускница Политехнического института Нью-Йорка Кэтрин Хеттингер еще в 1993 году, а четыре года спустя она получила патент на свое изобретение. Изобретательница обратила внимание, что дети постоянно что-то вертят в руках, подсознательно пытаясь успокоиться. Эти бесконтрольные движения описываются английским глаголом fidget (вертеть в руках, тормошить), отсюда и название гаджета — fidget spinner. Ирония в том, что в 2005 году срок ее патента истек и Хеттингер не стала его продлевать.

О спиннерах вспомнили лишь в конце 2016 года: один из журналистов американского Forbes написал, что спиннер — вещь, которую необходимо иметь в каждом офисе. Эту идею подхватили другие журналы и газеты, спиннеры проникли и на телеканалы: журналисты и ведущие рассказывали о том, что эти игрушки могут снимать синдром гиперактивности у детей и исцелять взрослых от чувства тревоги. Уже к апрелю 2017 года спиннеры превратились в самую продаваемую в США игрушку: они оказались на полках крупнейших розничных сетей и на сайтах интернет-магазинов, где их можно было купить в среднем за $4. В Россию мода на спиннеры проникла к лету 2017 года, здесь цена за штуку в среднем не превышала 500 рублей, за исключением коллекционных и подарочных моделей, который могли стоить несколько тысяч. Своей мировой славой спиннеры были обязаны, разумеется соцсетям, в частности Instagram, где пользователи выкладывали сотни тысяч видео с виртуозным вращением волчков. Однако к осени 2017 года популярность спиннеров начала спадать, а к 2018 году о них все порядком подзабыли.

Поп-иты — это новые спиннеры 2021 года. Их популярность начала расти на фоне тревожности, связанной с коронавирусной пандемией, но благодаря социальным сетям, в особенности TikTok, сама игрушка приобрела вирусный эффект. Сейчас у видеороликов с хештегом #popit более 3,2 млрд просмотров, #попит — более 460 млн, #simpledimple — 117 млн, #симплдимпл — 185 млн просмотров. Уже в январе этого года поп-иты попали в десятку самых популярных антистресс-игрушек. В мае модели такого формата заняли всю десятку вместе с симпл-димплами (разновидность игрушки), отметили в пресс-службе AliExpress Россия. По данным онлайн-сервиса, спрос на товары этой категории за май вырос в 12 раз по сравнению с январем и в 50 раз год к году.

Во второй половине мая покупатели AliExpress искали поп-иты по несколько сотен тыс. раз за день.

Так, 17 мая россияне делали запросы только по слову «поп-ит» на площадке более 280 тыс. раз.

По популярности поиска среди российских пользователей запрос попал в топ-20 за день. При этом спросом пользуются и симпл-димплы. Эти товары только за один день в мае искали более 37 тыс. раз. Популярные антистресс-игрушки продают в среднем за 250–300 руб.

Взрывная популярность поп-итов вызвала беспокойство контрольно-надзорных органов. В середине мая Роспотребнадзор дал поручение научно-исследовательским институтам оценить влияние на детей популярных антистрессовых игрушек. В официальном сообщении на сайте ведомства говорится, что данные игрушки имели узконаправленную область применения, использовались для нейтроотличных людей с неврологическими расстройствами. «Стереотипное поведение (потребность издавать щелкающие звуки, повторяющиеся движения, сжимания-разжимания) часто возникает в состоянии стресса как неосознанная реакция в ответ на неблагоприятный неконтролируемый раздражитель. Указанные игрушки позволяют снизить напряжение», — сообщает ведомство.

Вероятно, поп-иты не только дань моде, а спрос на них действительно связан с уровнем стресса. «Высокий спрос наблюдается в целом по всей категории товаров антистресс, — подтверждает представитель „Яндекс.Маркет Аналитика“. — Продажи растут начиная с марта, резкий скачок наблюдается с начала апреля. На неделе с 12 апреля продажи в штуках увеличились на 153%, в денежном выражении — на 104% по сравнению с предыдущей неделей. На неделе с 17 мая продажи в штуках выросли на 883%, в денежном выражении — на 479%.

Наибольшей популярностью товары антистресс пользуются среди женщин от 35 до 44 лет».

Скорее всего, это мамы, покупающие такие игрушки для своих детей. Однако, это не целевая аудитория видео в TikTok, которые рассчитаны в большей степени на подростков.

Как правило, популярность таких продуктов длится недолго — рискнем предположить, что сейчас те же поп-иты находятся на пике, рассуждает руководитель макрокатегории Lifestyle, «Авито Товары» Алексей Козловский: «Примеров такой популярности можно привести много — это не только спиннеры. В прошлом году были очень востребованы слаймы, а в этом году, по данным наших аналитиков, спрос на них упал на 31%. Как и другие сезонные игрушки, слаймы практически вышли из моды, оставив лишь след в виде ASMR-видео в социальных сетях. Как только популярность таких предметов снижается, падает и предложение».

Интернет-тренды слишком быстро сменяют друг друга, и продавцы на онлайн-площадках научились адаптироваться к таким переменам: это приводит к постоянному росту ассортимента таких антистресс-игрушек и снижению цены на них. «Большинство продавцов на площадке не сужают свой ассортимент исключительно до товара, который в данный момент находится на пике популярности, — многие продавцы антистресс-игрушек также продают развивающие игры, товары для хобби и творчества», — говорит представитель пресс-службы Ozon.

Спрогнозировать всплеск популярности на такие категории товаров заранее сложно, отмечает эксперт: «Как только какой-то продукт, который легко копируется, становится популярным, многие производители пытаются поймать хайп и заработать на волне популярности. В целом проекты по продаже таких игрушек чаще всего успевают заработать до того, как покупатели теряют интерес».