На Чемпионат мира по футболу в России приедут более 500 тыс. болельщиков из-за рубежа, еще несколько сотен тысяч россиян будут перемещаться с игры на игру между городами страны — и всем им необходимо найти жилье на время турнира. Спрос на номера в отелях может вырасти, но уже сейчас предприниматели расплачиваются за эту возможность усиленными проверками и ограничением стоимости услуг. Управляющий партнер «Альянс Отель Менеджмент» Вадим Прасов рассказал Inc., почему не верит, что ЧМ принесет отельному бизнесу большие деньги и что делать хостелам и небольшим отелям, чтобы заработать.
Откровенно говоря, для многих отелей Чемпионат мира по футболу скорее головная боль, чем возможность заработать. Для некоторых городов вся история c Чемпионатом укладывается в 10 дней — это всего 4 игры. А подготовка к чемпионату шла 6 лет. Отельеры не рады особенно тому, как закон ограничил цены на номерной фонд во время турнира.
All inclusive за копейки
Люди, которые писали 89 постановление, ограничивающее стоимость номеров, весьма далеки от гостиничного бизнеса. Там есть вещи, которые просто противоречат здравому смыслу, практике гостиничных услуг на территории планеты Земля.
Например, одноместное, двухместное и многоместное размещения не могут стоить одинаково. Предположим, у вас в хостеле 10-местный дорм, цена на который ограничена 2 тыс. рублей. По логике, вы должны продать эти 10 мест за 2 тыс. рублей. Что одно место, что 10 — все равно за 2 тыс. рублей. Это получается 200 рублей за место, включая завтрак, — ну что за глупость?!
Города Краснодарского края, такие как Анапа, Геленджик, Туапсе, тоже почему-то подпадают под 89 постановление, хотя матчи пройдут в Сочи. Болельщики наверняка не будут селиться в Анапе. Попробуйте в сезон добраться из Анапы в Сочи на общественном транспорте. Проще и быстрее долететь до Сочи из Москвы. В результате «четверки» и «пятерки» Краснодарского края жалуются, что будут вынуждены нести убытки в летний сезон.
Проверки и сервис
За последний год Роспотребнадзор, МЧС, Росгвардия, ФСБ, Прокуратура — как будто с цепи сорвались. Не проверяет отели сейчас только ленивый, причем это происходит в достаточно жесткой форме, со штрафами. У менеджмента отелей проверки занимают до 30% рабочего времени. Вместо того чтобы обеспечивать сервис для гостей, владельцы и управляющие вынуждены тратить время на общение с госорганами.
Отельерам сложно понять такое повышенное внимание к себе. В нашей стране проходило достаточно крупных спортивных и деловых событий. Футбольный болельщик ничем не отличается от обычного туриста, а отели работали и десять лет назад, и пять, и сейчас работают. Волна проверок началась еще перед Кубком конфедераций летом 2017 года и продолжается в городах, принимающих игры ЧМ, на постоянной основе. Многие отели проверяют минимум раз в день. Больше всего проверяют отели, подписавшие контракт с Match Accomodation, — там будут селиться официальные лица.
Иллюзия ажиотажа и частный сектор
Сейчас в некоторых городах — например Саранске, Екатеринбурге и Калининграде — есть ажиотажный спрос на жилье на даты игр, но это иллюзия. Мало кто выставляет номера на агрегаторы сейчас, но ближе к турниру в агрегаторах появятся предложения от тех, кто не смог заполнить свой номерной фонд другими способами. Если у отеля достаточно операторов, которые запрашивают номера, и есть поток клиентов, им нет смысла платить комиссию агрегатору, если можно продать напрямую.
Есть предварительные, еще не подтвержденные брони, поэтому ситуация будет меняться. Есть Match Accomodation, который, возможно, откажется от какого-то объема номеров в некоторых регионах. Также не надо забывать, что в Московской и Ленинградской областях не действует ограничение по ценам, а значит, расположенные там отели станут резервной гостиничной базой для городов. В Сочи гостиничная база достаточная — благодаря Олимпиаде.
Есть еще частный сектор, который никто не регулирует. В Сочи многие жители и без ЧМ сдают свое жилье курортникам — там не самые высокие цены и достаточно большой объем средств размещения. Есть люди, готовые сдать свою квартиру, переехать к родне на период турнира и заработать на этом. Такие люди есть везде, но оценить их долю сложно, потому что никто не мониторит. Этот рынок абсолютно хаотичный — его никто не регулирует, но очевидно, что предложение на нем выросло в разы. И если появится дополнительный спрос — появится и новое предложение: квартирные бюро массово предлагают владельцам недвижимости сдавать квартиры и обеспечить стабильный доход.
Что делать предпринимателям
Наилучшие позиции у крупных отелей — они вообще редко остаются в проигрыше, просто потому что они крупные. Они работают с самыми разными целевыми аудиториями — и связанными, и не связанными с чемпионатом. Малым отелям придется сложнее, потому что из-за маленького номерного фонда они менее вариативны во взаимодействии со своими контрагентами. Туроператоры скорее предпочтут разместить большую группу в одном крупном отеле, чем в пяти маленьких. Еще хуже хостелам, с которыми вообще не работают туроператоры. К тому же ценовое ограничение говорит о том, что одноместное и многоместное размещения должны стоить одних и тех же денег.
И для малых отелей, и для хостелов многое зависит от того, насколько адекватно они работают с целевой аудиторией. Узнайте, когда в вашем городе пройдут матчи и сборные каких стран в них будут участвовать, и подстройтесь под болельщиков из этих стран — повесьте флаги, подготовьте персонал, разместите рекламу там, где они смогут ее увидеть.