Разобраться • 8 ноября 2024
Принципы качественного онлайн-обучения: как выбрать онлайн-курс, который реально научит
Принципы качественного онлайн-обучения: как выбрать онлайн-курс, который реально научит
Текст: Никита Ефимов, директор по продукту школы IT-профессий Skillfactory
Фото: Jason Richard / Unsplash
В 2022 году онлайн-курсы стали основным драйвером образования молодых людей 18–24 лет. Согласно данным Оксфордского университета, 46% студентов из этой возрастной группы использовали онлайн-обучение, чтобы получать новые навыки или повышать квалификацию. Но несмотря на все удобства и плюсы, только 5–15% студентов заканчивают онлайн-курсы, которые приобрели. Основных причин две: студент подобрал программу, которая на самом деле не соответствует его интересам, или же учеба построена так, что человеку слишком быстро становится скучно. Как подобрать онлайн-обучение, которое захочется пройти до конца, рассказал Никита Ефимов, директор по продукту школы IT-профессий Skillfactory специально для Inc.
Согласно исследованию иранских ученых, принципы эффективного онлайн-обучения детей и взрослых кардинально отличаются. Для детей максимально важны вовлекающие форматы взаимодействия: игры, викторины, соревнования, челленджи. Умственная активность напрямую связана с играми, поэтому в обучающих курсах для детей почти все взаимодействия геймифицированы.
У взрослых — наоборот. Понятность материала имеет определяющую роль. Чтобы усвоить информацию, взрослому нужно разобраться, как она работает, с чем связана и на что влияет. При этом геймификация все же имеет значение: соревноваться, выполнять квесты и получать очки опыта во многом приятнее, чем просто учиться.
Согласно статистике Оксфордского колледжа, более 100 млн людей во всем мире хотя бы раз обучались онлайн. Сфера активно развивается — за 10 лет она выросла в 10 раз, поэтому новые учебные программы появляются каждый день: от небольших на несколько дней, которые прокачивают один-единственный навык, до массивных на 12 месяцев непрерывной работы, где можно изучить с нуля сложную IT-специальность.
Цели обучения могут быть разные. Вот несколько самых распространенных:
Для конкретных целей подойдут короткие программы обучения. Если мидлу нужно подтянуть умения менеджера, это займет месяц или два. А чтобы стать разработчиком С++ с нуля, потребуется не менее 12 месяцев, а иногда и больше.
Интенсивность курсов сильно разнится. Взрослому человеку важно правильно распределить нагрузку, чтобы оставаться продуктивным. После 8-часового рабочего дня остается очень мало сил на курсы, поэтому здесь подойдет формат микрообучения. В нем учебная программа разбита на комплекс небольших видеоуроков и упражнений, которые требуют до 15 минут занятий. Их удобно проходить в транспорте по дороге на работу и назад или во время обеденного перерыва.
Однако небольшое или же рваное погружение в теорию может быть чревато тем, что при выполнении домашних заданий студенту каждый раз нужно будет заново погружаться в теорию, вспоминать ее и тратить на это дополнительное время, из-за чего могут накапливаться долги.
Для освоения профессии с нуля стоит проходить курсы с полным погружением. Они требуют по три-шесть часов ежедневных занятий, из которых больше половины — это домашние задания и практика. Но при этом человек получает все знания и умения для профессии за несколько месяцев безотрывно.
Здесь главное не переоценить свои силы. Выбирайте формат обучения, при котором не нужно превозмогать себя и работать через силу.
Также важно, чтобы обучение сотрудников проходило на практике, позволяя участникам программы не только осваивать новые теоретические знания, но и применять их в ходе выполнения реальных проектов по оптимизации. Этот подход обеспечивает глубокое понимание материала и развитие ценных навыков, прямо применимых в профессиональной деятельности.
Большинство онлайн-курсов работают по двум форматам:
Сразу скажем: здесь ни при чем интроверты и экстраверты. Чем сложнее курс и учебная программа, тем сильнее нужно живое общение с преподавателем и четкий контроль динамики и прогресса. Плюс, можно получить быструю обратную связь от соучеников, узнать альтернативные способы решения задач или же просто получить одобрение и поддержку.
Многие программы работают в смешанном формате, когда часть информации студент изучает самостоятельно с помощью учебных материалов, а на онлайн-занятиях с преподавателями проходят сложные темы или отрабатывают практические навыки.
Отдельное внимание нужно уделить мотивации. На голом энтузиазме можно пройти курс на несколько недель или месяц. Но для более длительных учебных программ необходима поддержка, которая не даст перечеркнуть весь прогресс.
Большая часть ответственности за результат лежит на самом студенте. Взрослого обычно не тянут за руку через программу, он получает определенный уровень свободы. Но не у всех есть сила воли, чтобы каждый день методично заниматься. Чтобы облегчить ответственность, необходимо:
Поощрение активирует дофаминовый механизм — организм вырабатывает гормон радости каждый раз, когда человек достигает учебной цели. Со временем мозг связывает выброс дофамина именно с целями, игнорируя дополнительное поощрение. И учеба начинает приносить удовольствие сама по себе.
EdTech-компании заинтересованы, чтобы студенты достигали успехов с их помощью. Это положительно влияет на популярность бренда. Помимо хорошо организованного учебного процесса, у каждого студента есть ментор или куратор. Его задача — следить за прогрессом, оценивать возможности и успехи. Если что-то идет не так — куратор связывается со студентом, выясняет причину и помогает ее устранить.
Если будущий студент не знает на 100%, что хотел бы изучать, то очень рекомендуем ему пройти грамотную профориентацию, особенно если у него нет сформированных задач, которые он стремится решить в процессе обучения. К примеру, «хочу зарабатывать много денег в IT» — цель слишком размытая, чтобы сразу приступить к ее реализации.
Допустим, человек хочет стать аналитиком данных, потому что увидел рекламу и уверен, что они хорошо зарабатывают. Но у него пробелы в школьной математике. Реклама может сыграть злую шутку, ведь после начала обучения он поймет, что ему слишком сложно успевать за программой. Если бы студент прошел полноценную профориентацию заранее, такой ситуации не было бы.
Сначала нужно определить интересы и возможности будущего студента, затем дать ему попробовать специальность изнутри на бесплатных или недорогих курсах. И только потом предлагать объемные учебные программы.
И последнее: интересный формат. К примеру, реальная рабочая практика и соревнования всегда более эффективны для изучения сложных дисциплин, чем пассивное прослушивание лекций. Компании получают помощь в рутинных задачах и сложных концептуальных исследованиях, а студенты — реальный опыт работы в IT-команде над реальными проектами. Это критически важно, так как позволяет избежать стресса и неуверенности при первых шагах на будущей работе.
Более того, работодатели при приеме на работу отдают предпочтение кандидатам не только с определенным технологическим стеком, которым владеет соискатель, но и с опытом командной работы.
Еще один важный формат — хакатоны. С одной стороны, это практический опыт решения реальных задач, а с другой — это совместная работа, возможность общаться и взаимодействовать с другими студентами, получить опыт работы в кросс-функциональных командах. Хакатоны особенно эффективны для прокачивания soft skills, так как участникам приходится много договариваться не только друг с другом, но и с реальными заказчиками, совместно принимать решения.
Такой подход дает возможность прочувствовать IT-реальность и лучше подготовиться к своей первой работе и собеседованиям. Это может быть одним из важнейших критериев выбора. В ряде профессий подобный опыт максимально важен для успешного трудоустройства в будущем.
Вместо выводов приводим простой, но действенный алгоритм, который поможет вам подобрать наилучшие онлайн-курсы для любых целей. Эти простые шаги помогут вам найти качественную образовательную программу и использовать ее возможности на 100%.