Пять шагов к победе над машинами (как не позволить искусственному интеллекту вытеснить людей)

Пять шагов к победе над машинами (как не позволить искусственному интеллекту вытеснить людей)
Иллюстрации: Наташа Джола

Искусственный интеллект пугает не только Илона Маска. Разговоры о том, что роботы могут вытеснить людей с рынка труда, ходят давно, а новые технические разработки и исследования усиливают эти опасения. Сейчас роботы покушаются не только на примитивную работу, но и на интеллектуальный труд. Как же людям сохранить работу? Томас Дэвенпорт и Джулия Керби нашли выход. Их статья опубликована в книге «Менеджмент. Стратегии. HR», которая вышла в издательстве «Альпина Паблишер».


Дэвид Отор, экономист из MIT, пристально наблюдающий за влиянием автоматизации на рынки труда, недавно пожаловался, что «журналисты и специалисты преувеличивают степень, до которой машины заменяют человеческий труд, и игнорируют взаимодополняемость, благодаря которой растут производительность, доходы и спрос на квалифицированный труд». Поиски взаимодополняемости, о которых говорит Отор, лежат в основе стратегии взаимного усиления. Она предполагает начать с того, что люди делают сегодня, и понять, как углубить их работу, а не уменьшить, используя еще больше машин.


Три эры автоматизации

Если сегодняшняя волна автоматизации кажется более пугающей, чем предыдущие, на то есть причины. По мере того как машины вторгаются в сферу принятия решений, все сложнее представить себе, что люди способны подняться еще выше.


ЭРА ОДИН

XIX век

Машины берут на себя грязную и опасную работу: промышленное оборудование — от ткацких станков до хлопкоочистительных агрегатов — избавляет людей от изнурительного ручного труда.


ЭРА ДВА

XX век

Машины берут на себя скучную работу: автоматизированные интерфейсы — от автоматов авиакомпаний до колцентров — избавляют людей от выполнения рутинных транзакций и офисных обязанностей.


ЭРА ТРИ

XXI век

Машины берут на себя принятие решений: интеллектуальные системы — от поисковых систем авиабилетов до суперкомпьютера Watson компании IBM —делают выбор лучше, надежнее и быстрее, чем люди.


Пять шагов

Давайте представим, что компьютеры вскоре должны добиться успеха в сфере вашей деятельности. Возьмем за основу мысль, что скоро программное обеспечение будет выполнять большую часть вашей когнитивной нагрузки и принимать решения по основным повседневным операциям предприятия, которые будут не хуже (а то и лучше), чем 90% решений, принимаемых в настоящий момент людьми. Какими будут ваши действия, чтобы сохранить работу? С точки зрения стратегии взаимного усиления люди могут изменить свое отношение к машинам и свой вклад в работу пятью способами.

Сделать шаг вверх

Лучшей стратегией будет подняться еще на одну интеллектуальную ступеньку вверх. Всегда найдется работа для людей, способных на более масштабное мышление и более высокий уровень абстракции, чем компьютеры.

Пример Нивена Нарайна, специалиста по борьбе с онкологическими заболеваниями, — отличное подтверждение. В 2005 году он стал одним из основателей стартапа Berg, использующего искусственный интеллекта для создания новых лекарств. Оборудование Berg — это масс-спектрометры с высокой пропускной способностью, работающие круглосуточно и производящие триллионы точек данных в результате анализа крови и тканей, а также мощные компьютеры, которые ищут комбинации, предполагающие, что определенные молекулы могут быть эффективны. Нарайн сделал шаг вверх, увидев возможность разрабатывать лекарства по-новому.

Если вы выбрали шаг вверх, то, вероятно, вам придется долго учиться. Степень магистра или доктора очень пригодится при поиске новой работы. Оказавшись внутри организации, вы должны поставить перед собой цель поддерживать уровень своей информированности и культивировать творческий подход, чтобы оставаться частью инноваций и стратегических инициатив.

Сделать шаг в сторону

Шаг вверх подходит далеко не всем. Большая часть умственной деятельности является не менее ценной и не поддается кодификации. Сделать шаг в сторону — значит реализовать преимущества умственной деятельности, не связанные с рациональным восприятием. Можно сосредоточить внимание на «межличностном» и «внутриличностном» интеллекте.

Дизайнер Apple Джонатан Айв не может научить компьютер безупречному вкусу. Комик Рики Джервейс заставляет людей смеяться над шутками, которые никогда не придумала бы машина. Пользуются ли все эти люди компьютерами в повседневной работе? Несомненно. Но им удалось найти сильные стороны и заставить их работать.

То же самое относится к таким специалистам, как старшие бухгалтеры, архитекторы, инвестиционные банкиры и консультанты.

Если сделать шаг в сторону — ваша стратегия, вам нужно найти и развить свои сильные стороны. Отнеситесь с большим уважением к типам интеллекта, не охватываемым IQ, которые значительно обесценились за годы учебы. Их тоже можно отточить.

Сделать шаг внутрь

Возможно, вы читали опубликованную историю о человеке, недавно сменившем работу и подавшем заявление на рефинансирование ипотечного кредита. Несмотря на то что он восемь лет работал в государственной организации, автоматизированная система, отказала ему в кредите. Это был Бен Бернанке, бывший председатель Федеральной резервной системы США, только что подписавший контракт на книгу более чем на $1 млн и собиравшийся занять прибыльную должность лектора. Это отличный пример, почему рядом с компьютером, принимающим решение, всегда должен быть человек, который может своевременно вмешаться и спасти ситуацию.

Компьютеры научились рассчитывать налоги, но опытные бухгалтеры находят у них ошибки. Покупка рекламных площадей в цифровом маркетинге сегодня почти полностью автоматизирована, но только люди могут сказать, когда автоматизированная покупка может повредить бренду и как исправить логику компьютера. Если это ваша стратегия, вам понадобится развивать навыки наблюдения, перевода и межличностных связей.

Стать узким специалистом

Чтобы воспользоваться этой стратегией, нужно найти специализацию в рамках своей профессии, автоматизировать которую будет невыгодно. Как Клэр Бастаррет. Она «сделала карьеру на том, что знает бумагу, как другие французы знают вино». Ее способность определять по структуре, поверхности и волокнам, когда и где была сделана бумага, впечатляет историков и специалистов по оценке предметов искусства. Возможно, ее знания можно заложить в базу данных и автоматизировать аналитические методы. Но она за это время научится еще большему.

Если это ваша стратегия, начните делать себе имя как человек, который готов углубиться на километр ради предмета шириной в сантиметр.

Сделать шаг вперед

И, наконец, сделать шаг вперед — значит создать новое поколение инструментов обработки данных и искусственного интеллекта. За каждой отличной машиной стоит человек, много людей. Очевидно, что в данном случае работникам умственного труда необходимы хорошие навыки в области информатики, искусственного интеллекта и аналитики.

Например, Ник Докузлиан, управляющий виноградником Е. & J. Gallo Winery, совместно с Хендриком Хаманном, членом исследовательской группы IBM, ищет способ справиться с данными, необходимыми для масштабного «точного земледелия». Иными словами, они хотят автоматизировать сложную задачу обеспечить каждой лозе именно тот уход и питание, которое ей нужно для процветания. Сделать шаг вперед — значит способствовать переходу машин на следующий уровень.

В эру инноваций акцент следует делать на сильных сторонах людей. Они всегда будут источником идей следующего поколения. Да, люди непостоянны и непредсказуемы, склонны к эгоизму, скуке и нечестному поведению, их тяжело учить и они быстро устают, — роботам это не свойственно. Но с помощью стратегии взаимного усиления можно извлечь максимум из положительных качеств обеих сторон.


Пять шагов для победы над роботами в маркетинге

У людей есть альтернативные способы сотрудничать с машинами. Вот примеры, как можно сделать это в сфере маркетинга



1

Сделать шаг вверх

Как добавить стоимость? Возможно, вы можете претендовать на высшие руководящие должности: вы способны оценить картину в целом лучше, чем компьютер.

ПРИМЕР: Бренд-менеджер руководит всей деятельностью, необходимой для успешного позиционирования бренда.

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ? Получите степень MBA или PhD и поставьте перед собой задачу постоянно расширять знания в своей области.



2

Сделать шаг в сторону

Как добавить стоимость? Вы вносите вклад, не связанный с чисто рациональным, кодифицируемым восприятием.

Пример: Креативщик может интуитивно почувствовать, какая концепция найдет отклик у опытных клиентов.

Как подготовиться? Развивайте свой «множественный интеллект», выходящий за рамки IQ, и приобретайте неявные знания путем обучения на практике.



3

Сделать шаг внутрь

Как добавить стоимость? Вы понимаете, как программное обеспечение принимает типичные решения, поэтому следите за его работой, модифицируя процессы и результаты его деятельности.

Пример: Специалист по ценообразованию пользуется компьютерами для ежедневной оптимизации цен и при необходимости вмешивается в особых случаях или в качестве эксперимента.

Как подготовиться? Получите образование в области точных наук и постоянно обновляйте знания в своей области бизнеса.



4

Стать узким специалистом

Как добавить стоимость? Вы специализируетесь в том, для чего еще не разработаны компьютерные программы (хотя теоретически это возможно).

Пример: Специалист по «оберточной рекламе» обладает обширным опытом использования транспорта в качестве мобильных рекламных щитов.

Как подготовиться? Найдите узкую нишу и освойте ее, работая сосредоточенно и с интересом.



5

Сделать шаг вперед

Как добавить стоимость? Вы создаете следующее поколение умных машин или находите для них новое применение, например для их продавца.

Пример: Новатор в области цифровых технологий хватается за новый способ использовать данные для оптимизации некоторых ключевых решений, таких как закупка рекламного времени на кабельных каналах.

Как подготовиться? Будьте в курсе последних новинок в области информатики, искусственного интеллекта и аналитики. Научитесь выбирать кандидатов для автоматизации.