Всё больше людей предпочитают стандартной офисной пятидневке гибкий график и возможность работать из любой точки мира. По данным Аналитического центра НАФИ, практически каждый пятый россиянин уже зарабатывает на жизнь фрилансом. Работники на удаленке могут усилить вашу команду и улучшить показатели вашего бизнеса. Но в этом деле кроме очевидных плюсов есть и свои подводные камни. Рассказываем, как выжать максимум из сотрудничества с фрилансерами и не наломать при этом дров.
Четверная выгода
У сотрудничества с фрилансерами много преимуществ. Перечислим 4 основных:
1. Работа на результат. Как правило, доход фрилансера зависит от объема выполненной работы, — а значит, он заинтересован решать задачи качественно и быстро.
2. Экономия на расходах. «Свободному художнику» не нужно оборудовать рабочее место — это позволяет бизнесу снизить расходы на покупку и обслуживание техники (а также сэкономить на электроэнергии). Если сотрудник имеет статус ИП или самозанятого, компания может выиграть еще и на налогах и отчислениях в социальные фонды. Наконец, столичный бизнес получает шансы заполучить классного регионального специалиста и заметно сэкономить из-за разницы в уровне зарплат в Москве и регионах.
3. Круглосуточный охват. Некоторым организациям критически важно быть на связи с клиентами в режиме 24/7. Наладить круглосуточную работу службы поддержки можно опять же с помощью фрилансеров, которые проживают в разных часовых поясах.
4. Разовая оплата вместо оклада. Нецелесообразно держать в штате дизайнера и райтера, если ваша компания выпускает рекламные буклеты раз в несколько месяцев или даже реже. Равно как нет и необходимости платить зарплату переводчику, если его услуги требуются не чаще раза в месяц. Лучше поручать такую работу фрилансерам и платить за результат, а не за посещение офиса.
Павел Шамрин
руководитель интернет-проектов фармкомпании «Авексима»
Мы регулярно привлекаем к сотрудничеству удаленных дизайнеров и 3D-моделлеров. По сравнению с наймом штатных специалистов, это для нас более выгодно с точки зрения скорости работы и стоимости услуг. Особенно хорошее подспорье в ситуациях, когда дедлайн уже близко, а людей и времени на выполнение задачи не хватает.
Марианна Снигирева
исполнительный директор образовательной компании «Нетология»
Мы сотрудничаем с фрилансерами на постоянной основе и в самых разнообразных проектах. Практически каждое образовательное направление работает с копирайтерами, редакторами и корректорами. Некоторые специалисты уже перешли в статус постоянных партнеров — задачи для них есть всегда.
Конечно, можно взять сотрудника в штат, но на аутсорс мы отдаем разовые задачи в рамках конкретного проекта — смысла в найме штатного специалиста нет. Кроме того, привлечение фрилансера обходится компании дешевле, чем нагрузка внутреннего специалиста. К примеру, направление дизайна тратит на оплату труда фрилансеров всего 60 — 100 тыс. рублей в месяц. Работа внутренних специалистов стоила бы дороже.
Страшилки и аргументы против
И всё же некоторые работодатели с подозрением относятся к фрилансерам и предпочитают иметь дело только со штатными сотрудниками (в России таких компаний почти треть). Среди этой части российских бизнесменов бытует мнение о необязательности и ненадежности «свободных художников». Ситуацию усугубляют страшилки о том, что какой-то безответственный фрилансер перестал выходить на связь с некой компанией — и команде пришлось темной-темной ночью самостоятельно доделывать проект. А от рассказов о том, как фирма потеряла деньги из-за работника на удаленке, который «слил» базу данных конкурентам, у предпринимателей и вовсе волосы встают дыбом.
Но ведь обезопасить себя от подобных ситуаций очень легко: достаточно заключить с фрилансером официальный договор, а если он получает доступ к важной информации — подписать соглашение о неразглашении. Это дисциплинирует внештатного специалиста и дает возможность все спорные вопросы решать через суд.
В конце концов, риск столкнуться с плохим фрилансером и плохим офисным сотрудником одинаков. Но любой мало-мальски грамотный HR-специалист должен без труда распознать и первого, и второго.
IT-решения для взаимодействия с фрилансерами
Часто компании отказываются от сотрудничества с фрилансерами, опасаясь сложностей их интеграции с командой штатных специалистов. Однако существует множество технологических решений для оптимизации взаимодействия между штатными и внештатными членами команды. Вот некоторые из них:
Как работать со «свободными художниками»
Чтобы сотрудничество с фрилансерами было плодотворным и комфортным для обеих сторон, важно соблюдать несколько правил.
Во-первых, не стоит при найме внештатного сотрудника ориентироваться лишь на его портфолио (особенно если речь идет о представителях творческих специальностей — дизайнерах, копирайтерах). Даже если фрилансер честен и не присваивает результаты чужого труда, он может не подойти компании по стилю работы. Оптимальный вариант — тестовое задание. Оно поможет работодателю и кандидату без особых потерь понять, насколько они подходят друг другу.
Во-вторых, будет крайне опрометчиво сразу «повесить» на внештатного сотрудника «горящие» задачи. Маловероятно, что он выполнит их быстро и качественно, — ведь человек еще не вник в специфику вашего бизнеса. На начальных этапах сотрудничества поручайте фрилансерам задачи с комфортными дедлайнами и указывайте сроки даже с некоторым запасом — чтобы внести коррективы при необходимости. С каждым разом удаленные работники будут всё глубже погружаться в специфику и всё быстрее справляться с задачами.
В-третьих, важно ставить перед фрилансером четкие задачи (даже если компания работает с ним много лет). Люди не умеют читать мысли (у всех разное представление о прекрасном) — поэтому чем детальнее описание, тем лучше. Такой подход требует чуть больше времени на этапе формирования задания, но позволяет сэкономить его в дальнейшем — работу не приходится многократно переделывать.
В-четвертых, при работе с фрилансерами важно давать им обратную связь. Хороший специалист учтет конструктивную критику (как и похвалу) при работе над следующими задачами — это позволит со временем заметно улучшить процесс коммуникации.