Стоимость разработки IT-проекта сложно оценить объективно. Один и тот же сайт разные исполнители могут сделать за 200 тыс. руб. или за 1 млн руб. При этом первая компания заработает на проекте 50 тыс. руб., а вторая получит убыток. Вот из чего складывается стоимость разработки и на каких вещах не стоит экономить (иначе затянутся сроки или еще хуже — потеряете миллион).
Не кодом единым
Разработка сайта и мобильного приложения — не продукт, а услуга. Каждый новый проект выполняется по индивидуальным пожеланиям исполнителя — поэтому какой-либо фиксированной стоимости не существует. И чем сложнее задача, тем больше разброс в ценах и сроках: у разных команд свои наработки и подходы к процессу.
Большую часть стоимости (но далеко не все 100%) составляет написание кода. Кроме программиста, в проекте обычно задействованы следующие специалисты (и их работу вас попросят оплатить):
Иногда (в основном на небольших проектах) все 3 менеджерские должности совмещает один человек. В теории всем этим может заниматься и программист, но тогда на выполнение проекта ему понадобится в 3 раза больше времени, а выстроить коммуникацию с клиентом будет сложнее.
Казалось бы, в полезности дизайнеров и тестировщиков для IT-проекта не должно быть никаких сомнений. Но и с ними связано несколько распространенных заблуждений, например такие:
«Давайте делать без дизайна, он мне не нужен на этом этапе».
Нет, так это не работает. Любой интерфейс должен как-то выглядеть. Если дизайна нет и программист будет придумывать его на ходу — получится некрасиво, а вам придется раз за разом вносить правки (это съест кучу времени).
Если у вас есть готовый шаблон, то можно и сэкономить. Но сначала нужно убедиться, что подобранный дизайн подходит вам «от и до». Раз мы исключаем расходы на дизайнера, то и менять цвета, шрифты и картинки будет некому.
«Тестировщик не нужен, я сам все проверю».
Смелое заявление. Если вы не профессиональный тестировщик, то проверка займет уйму вашего времени, а баги в проекте все равно останутся. Не бывает программ без ошибок — бывают хорошо протестированные программы.
Если вы все же рискнете обойтись без тестировщика, приготовьтесь после сдачи проекта потратить несколько месяцев на исправление багов вместе с разработчиком.
Как оценить примерную стоимость разработки
Допустим, вы решили сделать интернет-магазин. Чтобы получить примерное представление о стоимости его разработки, проделайте следующие шаги:
Дешево — не значит хорошо
Если вам предлагают сделать сайт за 10 тыс. руб., скорее всего, вы получите очень типовой продукт без возможности доработки. Программист развернет готовый шаблон, вставит несколько текстовых блоков и, в общем, этим ограничится. Ни о каком дизайне, контроле качества, взаимодействии с вами и внесении правок можно даже не мечтать.
Заманчиво дешевые проекты обычно делают программисты-одиночки. Обеспечить скорость и качество, присущие командной работе, они не могут физически. Это как с покупкой автомобиля: можно приобрести за 10 тыс. руб. подержанную колымагу, но она в любой момент грозит встать посреди дороги. А еще вы резко снизите свои шансы на успешные переговоры с бизнес-партнерами, если приедете на встречу с клиентом на таком драндулете.
Так и с сайтом. Ваш продукт может быть полезным и качественным, но если он произведет плохое первое впечатление — вы останетесь без клиентов. Они уйдут к конкурентам, потому что из-за сложной логики сайта не поймут, как оформить заказ, или застрянут на стадии оплаты из-за очередного бага.
И все же есть случаи, когда можно сэкономить и заказать дешевый сайт. Это оправдано, если:
5 вещей, на которых можно сэкономить на начальном этапе:
5 вещей, на которых нельзя экономить никогда:
5 звонков за миллион
Владельцев дешевых сайтов поджидает еще одна опасность. Допустим, у вас есть уникальный товар, который востребован на рынке (и вы даже знаете, за какие деньги его готовы приобрести потенциальные покупатели). Осталось прикинуть бюджет и договориться о рекламе на крупных интернет-ресурсах — она обойдется вам, скажем, в 1 млн руб.
Фрилансер за копейки делает вам сайт с описанием товара и формой для сбора контактов — и выглядит все вполне прилично. Однако после запуска рекламы вы получаете только 5 звонков со всего вашего миллионного бюджета. Что пошло не так? Вот несколько возможных причин:
Другими словами, если собираетесь тратить большие рекламные бюджеты для привлечения людей на сайт, разработка по демпинговым ценам — непозволительная роскошь.