Ежегодно команда WEB Summit организует конференцию RISE в Гонконге. Более 15 тыс. посетителей за 3 дня, 350 спикеров, включая представителей Sequoia Capital, Google Ventures, ACCEL Partners, Amazon, Tinder, Tencent и другие. Центральная сцена здесь больше, чем на TechCrunch Disrupt в Сан-Франциско, а выступить с центральной сцены RISE Conf — мечта каждого стартапа, который планирует масштабироваться в Азии. Валентин Пивоваров, из PatentBot съездил в этом году на конференцию, извлек несколько полезных уроков — и делится ими в этой колонке. Почему не надо ходить по сцене и что обязательно должно быть на слайдах в вашей презентации.
Чем важен RISE и как пройти отбор?
Если ваша цель — перенять бесценный опыт участников конференции, получить контакты, взять пример с лучших и заявить о себе, вам сюда. В этом году среди спикеров были президент Microsoft Брэд Смит, CTO Amazon Вернер Фогельс, основатель Tinder Шон Рэд, робот София из Hanson Robotics, Investment Managing Director Tencent (компания-владелец WeChat) Дэн Броди, который рассказал об инвестициях в стартапы, играх и международной экспансии.
Сама процедура подачи заявки для участия в конференции простая. Необходимо купить Alpha Ticket, который предполагает вход членам команды на все дни ивента и дает возможность подать свой питч на рассмотрение жюри. На первом этапе отбора (примерно 1 тыс. заявок) эксперты выделили 70 участников, которые выступили в группах по 7 человек. Затем из этих групп выбрали лучших 20 участников, которые вышли в полуфинал и получили возможность презентовать свой проект с главной сцены перед тысячной аудиторией потенциальных инвесторов, партнеров и журналистов.
Заявка состояла из описания проекта, pitch deck, который у нас уже был готов заранее, и видео с прошлого любого публичного выступления-презентации стартапа. Процедура отбора заняла примерно неделю. Затем участники получают письма об одобрении заявки.
Правила идеальной презентации
Сооснователям стартапов достаточно часто приходится представлять проект перед семьей, клиентами, инвесторами, жюри конкурсов или просто аудиторией заинтересованных слушателей.
Какие выводы я сделал для себя при подготовке питчей:
1
Pitch Deck (презентацию) надо обязательно продумать на бумаге. Начать можно с перечня тех моментов, которые вы считаете самыми важными и необходимыми в вашем проекте. Помните: люди любят картинку, поэтому минимум текста — максимум визуального выражения. Излишнее количество слов на слайде приведет к тому, что люди просто перестанут слушать вас и начнут читать. Идеальная презентация — это 10-12 слайдов.
2
Посыл презентации всегда зависит от вашей аудитории. Чтобы установить контакт, необходимо менять акценты информации, тон, стиль подачи, в зависимости от того, кто вас слушает.
3
Не стоит путать презентацию с черновиком, из которого вы читаете ранее заготовленный материал. Все, что на слайдах, — это всего лишь ваша шпаргалка, которая подсказывает опорные пункты и помогает расставить правильные акценты для аудитории.
Классическая структура питча:
Слайд 1
Название проекта
Если о вас уже писали медиа, стоит разместить их названия либо лого внизу слайда.
Слайд 2
Проблема
Несколько ключевых пунктов о том, какую проблему решает ваш проект. В идеале — это 3-4 четких предложения.
Слайд 3
Решение
Ваш секретный соус, то есть уникальное решение озвученной выше проблемы.
Слайд 4
Демо
Если позволяет время, запишите краткое, 30-секундное видео, которое продемонстрирует механизм работы вашего продукта. Это поможет быстрее донести ценность до аудитории. Во время презентации не молчите, а объясняйте, как это работает.
Слайд 5
Объем рынка
Очень важно показать размер вашего рынка и динамику его развития и роста. Это еще раз продемонстрирует перспективность и востребованность вашего проекта в будущем. Важно: все данные обязательно подкрепляйте источниками, предварительно их проверив.
Слайд 6
Бизнес-модель
Разделите ваших клиентов на несколько групп и покажите, как именно вы зарабатываете деньги. Без лишних графиков, просто и понятно. Подавайте всю информацию максимально доступно.
Слайд 7
Конкуренты
На этом слайде вы должны наглядно показать, чем вы от них отличаетесь. Не бойтесь открыто говорить о своих преимуществах.
Слайд 8
Майлстоуны
Расскажите, чего вы достигли и за какое время, чем гордитесь в проекте. Важно указывать не цифры, а награды и достижения. На примере PatentBot: бот года, по версии ProductHunt.
Слайд 9
Трекшн (динамика роста)
Покажите цифры: на сколько и за какой период вырос ваш проект, озвучьте ваш доход, количество клиентов, статистику посещения сайта либо скачиваний, если речь идет о мобильных приложениях.
Слайд 10
Дорожная карта
Покажите ваш план и направление движения на ближайшие несколько лет. Если в дорожной карте есть пункты, на реализацию которых вам нужны инвестиции, смело об этом говорите.
Слайд 11
Команда
Могу сказать — из личного опыта, — что в большинстве случаев именно хорошая команда является залогом успеха проекта. Именно в команду инвестор вкладывает деньги. И если есть доверие к людям, доверие к проекту появляется автоматически. Расскажите о вашем опыте, о том, чем ценен каждый член вашей команды и почему именно в вас стоит поверить.
Слайд 12
Контакты
Укажите на выбор несколько способов, по которым с вами можно связаться максимально оперативно.
Ваша презентация уложена в слайды, — переходим к подготовке к следующего этапа — питча. Ведь именно от вашей подачи и энергии зависит, как воспримут всю вышеизложенную информацию.
1
Первые секунды питча — самые важные. Не бойтесь начинать смело и нестандартно. Покажите всю свою энергию, ведь это именно то, к чему вы готовились и так долго шли. Помните, что если вы завладели публикой с первых секунд, она ваша. Если нет — до конца выступления все будут в смартфонах.
2
Вовлечение аудитории. Большинство спикеров допускают одну и ту же ошибку: прежде чем начать питч, представляются аудитории. Не делайте этого. Вас и так представят, к тому же у вас будет возможность рассказать о себе, показывая слайд Команда. Ваша задача — вовлечь аудиторию. Придумайте обстоятельства, отталкиваясь от проблемы, которую решает ваш продукт и начните с вопроса или просьбы: поднимите руки, кто попадал в такую ситуацию. Это поможет расшевелить людей и привлечет к вам внимание.
3
Контакт глазами. Смотрите не на слайды за спиной, не в пол, не в одну точку, а людям в глаза. Поверьте, когда вы питчите и смотрите в глаза членам жюри и зрителям, они чувствуют вашу уверенность и начинают доверять. Не стоит также смотреть только на одну часть аудитории либо только в одну сторону. К примеру, довольно частая ошибка — смотреть только на жюри. Вы должны держать внимание всех. Помните об этом.
4
Не ходите по сцене, не шатайтесь с ноги на ногу. Вы можете спокойно сделать несколько шагов, но не стоит ходить взад-вперед по сцене, демонстрируя нервозность. Это отвлекает внимание от ваших слов и просто раздражает.
5
Держите микрофон близко. Вас должно быть слышно нормально. На хороших презентациях, если вас слышно слишком громко, микрофон сделают тише.
6
Проверьте текст с коллегами. Запишите свой скрипт в Google Docs по слайдам, дайте на вычитку коллегам, если презентация на английском — попросите посмотреть native speaker. Используйте только знакомые вам слова и не усложняйте.
7
Финальная тренировка — один из самых важных пунктов, без которого учесть все вышеперечисленное невозможно. Перепишите скрипт презентации на листок и просто тренируйтесь. Проговорили 1 слайд, воспроизвели и повторяете с секундомером — пока не дойдете до автоматизма. Затем второй слайд, первый и второй слайд — и так каждый раз добавляете новый слайд, до последнего. Обратите внимание на вашу интонацию. После того как вы проговорите все слайды по отдельности, повторяйте минимум 10-15 раз всю презентацию полностью под запись на диктофон. Затем — сделайте то же самое, только сначала запишите свой питч на видео. Важно: как вы стоите, как держите осанку, как звучит ваш голос и какие эмоции вызывает общая картинка.
Все эти навыки помогли мне за 2 года пройти путь от выступлений на 10-15 человек до сцены на тысячную аудиторию, вместе с людьми, о встрече с которыми можно было только мечтать. Как итог, после питча на RISE мы получили сотни полезных контактов потенциальных партнеров и инвесторов, которые заинтересованы в проекте.