Разобраться • 29 февраля 2024
Рыночная математика: почему стартапы ошибаются в оценках рынка
Рыночная математика: почему стартапы ошибаются в оценках рынка
Текст: Алина Колпакова, Research и Analytics Team Lead в стартап-студии SKL.vc
Перед запуском стартапа фаундер обязательно считает объем целевого рынка, как минимум — чтобы показать эти цифры потенциальному инвестору. Но очень часто такой расчет оказывается ошибочным. В лучшем случае это заканчивается просто отказом в финансировании, в худшем — предприниматель тратит время и деньги на запуск, чтобы впоследствии осознать отсутствие перспектив для роста. Почему важно понимать размеры рынка и как грамотно оценить полученные цифры, разобралась для Inc. руководитель группы исследований и аналитики в стартап-студии SKL.vc Алина Колпакова.
Если в отрасли нет возможностей для масштабирования, финансовая модель не сработает, заработать у компании не получится, и все усилия будут потрачены зря. Во избежание таких разочарований, лучше заранее разобраться, какие рыночные возможности открывает та или иная индустрия, — для этого существуют разные методы аналитики.
Чтобы понять ошибки, которые делают фаундеры при оценке своего сегмента, сначала необходимо выяснить, как вообще считать его размер.
В классическом понимании объем рынка — это размер годовых расходов целевого сегмента на тот или иной продукт. Грубо говоря, это покупатели и деньги, которые они тратят в определенном сегменте. В классической модели выделяют четыре типа рынка:
Если в качестве примера взять мобильное приложение для прослушивания музыки, то TAM — это все пользователи смартфонов (PAM — еще и потенциальные), SAM — количество установок всех таких приложений, а SOM — люди, которые будут пользоваться именно вашим продуктом.
По сути, SOM — основной показатель для компании, и именно он дает точное понимание амбиций. Но часто стартапы, охватив какой-то один сектор, переходят со своим продуктом в другие сегменты рынка — и это повод рассчитать объем PAM и TAM. Что касается SAM, он помогает спрогнозировать «потолок» роста в текущем сегменте и заодно играет роль своего рода верификации оценки: если вы посчитали SAM сверху и снизу, и оба показателя оказались близки — скорее всего, подсчеты верны.
Есть две основных модели подсчета размера рынка — «сверху вниз» и «снизу вверх». Оценку «сверху» делают на основе рыночных показателей из отчетов и исследований и затем разбивают ее по сегментам. Оценка «снизу» строится на реальных показателях проекта с учетом прогноза масштабирования. Для каждого из сегментов используются свои модели подсчета. PAM и TAM оцениваются первым способом сверху вниз, SOM — вторым, для анализа SAM подходят обе методики, причем результат не должен сильно отличаться.
Для оценки «сверху» берут данные из открытых и инсайдерских источников: например, отчетность о продажах крупных компаний, государственную статистику, мнение нишевых экспертов, информация от руководства крупных игроков, опросы потребителей.
Проблема в том, что оценки одной и той же отрасли у разных аналитических компаний могут отличаться. Например, The inside partners определили объем мирового рынка интернета вещей (IoT) за 2022 год в $483 млрд, Fortune Business Insights — в $544 млрд, The Business Research Company — в $399 млрд. И это еще небольшие расхождения. Если взять индустрию квантовых компьютеров, ее размер в 2022 году оценивался от $717 млн до $10 млрд — наибольшее и наименьшее значение отличаются почти в 14 раз.
Так происходит из-за разницы в методах исследований, использованных источниках, индивидуальных способов подсчета и отсутствия единого мнения о том, что входит в тот или иной сегмент — например, относится ли DIY к товарам для дома или нет. Как правило, при большом разбросе оценок рынка за истину берут медианное значение. Если же исследований всего несколько — например, два — и медиану вычислить невозможно, обращаются к минимальной из оценок.
В любом случае нужно внимательно относиться к источникам данных. Часто стартапы делают ошибку, оценивая рынок по отчетам конкурентов — но это, как правило, заказные материалы, опубликованные в маркетинговых целях, поэтому верить им не нужно. А вот если у конкурентов есть публичная отчетность — это уже достоверный источник, на основе которого можно вычислить SAM.
Еще одна частая ошибка, которая приводит к переоценке размера рынка, связана с бизнес-моделью. Например, если стартап планирует зарабатывать на комиссии с продажи билетов в кинотеатры, то SAM — это не суммарная выручка кинотеатров, а только ее процент, равный размеру комиссии.
Расчет SOM делается исходя из плана развития вашей компании и на основании фактических данных о бизнесе. Например, у вас уже есть продажи и вы знаете, какой процент клиентов вы можете привлечь, сколько денег они приносят и каких расходов требуют. Если такой информации нет, нужно проводить маркетинговые эксперименты. Это может быть лендинг, на который вы будете собирать лиды и оценивать, сколько человек готовы купить ваш продукт, или тестовый запуск — главное, чтобы это были реальные данные о стартапе.
Одна из самых частых ошибок при оценке рынка связана именно с тем, что фаундеры считают достижимый рынок как случайный процент от SAM без учета доступных ресурсов и своего бизнес-плана. Но SOM — это не абстрактные 5% или 10%, а то, сколько вы можете заработать с учетом вашей бизнес-модели, ограничений в маркетинговых каналах и возможностей отдела продаж.
По этой же причине для оценки SOM нельзя обращаться к исследованиям других компаний — поскольку для другого продукта и модели будут действовать свои показатели.
Чтобы посчитать «снизу» SAM, цифры по SOM экстраполируют на весь рынок. Если вернуться к примеру с мобильным приложением, нужно умножить полученные данные по конверсии в покупку и среднему чеку на число установок у конкурентов. Итоговое число и будет объемом SAM.
После проведения всех исследований и вычислений остается понять, что делать с полученными цифрами, помимо их демонстрации потенциальному инвестору.
Первое и главное — эти данные дают понять, сколько вы сможете заработать на рынке и сможете ли вообще. Это поможет решить, есть ли вообще смысл выходить в тот или иной сегмент. Второе — зная размер рынка, можно оценить, сколько производственных мощностей понадобится для развития. И наконец, крупный рынок — важный фактор привлечения инвесторов, партнеров и сотрудников. Сложно рассчитывать на венчурное финансирование, если объем сегмента не превышает $3 млрд.
Чтобы понять перспективы и риски, нужно учитывать не только текущий объем отрасли, но и его динамику. Нет никакой пользы в запуске на крупном рынке, если он стремительно «схлопывается». Поэтому инвесторы при оценке стартапа почти всегда учитывают CAGR — совокупный среднегодовой темп роста, который показывает, на сколько процентов в год растет или будет расти рынок.
Если сегмент развивается взрывными темпами, прибавляя по 20 и более процентов в год — у стартапа будет большой потенциал к масштабированию. На растущем рынке легче привлекать пользователей, а их приток «тащит» продукт вверх. Напротив, в падающем сегменте клиентов придется отвоевывать у конкурентов, а медленные темпы роста могут погубить бизнес.
Показательный пример — стартап Vreal, который вышел на рынок игрового стриминга с VR-платформой, создающей виртуальное пространство для общения игроков со зрителями. Поначалу компания получила хорошие оценки и в 2018 году закрыла раунд почти на $12 млн. Однако VR-оборудование, пропускная способность и рынок виртуальной реальности в целом развивались не так быстро, как ожидала Vreal, и проект пришлось закрыть.
Проблема в том, что данные о CAGR берут из исследований аналитических компаний, а они — точно так же, как оценки рыночного объема — могут сильно отличаться друг от друга. Например, прогнозы роста индустрии квантовых компьютеров к 2030 году колеблются от $6,5 до $125 млрд, рынка 5G — от $800 млрд до $1,8 трлн, технологий «умных городов» — от $3,7 трлн до $7 трлн.
Кроме того, рынок почти никогда не развивается равномерно. В один год он может вырасти вдвое, а в следующий — всего на 10% или вообще откатиться назад. Поэтому прогнозировать CAGR можно довольно условно — тем не менее этот параметр необходим, чтобы оценить текущую динамику.
Наконец, важно помнить, что оценка рынка не ограничивается его размером в статике и динамике. Нужно как минимум принимать во внимание объем целевой аудитории, средний чек, уровень конкуренции, порог входа, стоимость привлечения покупателей и объем венчурного финансирования. Опираясь на эту информацию, получится принять верное решение о выходе в определенную отрасль.