Разобраться • 11 сентября 2024
Как продвигать сезонные товары на маркетплейсах: реальный опыт селлеров
Как продвигать сезонные товары на маркетплейсах: реальный опыт селлеров
Текст: Роман Сибиряков, руководитель отдела e-commerce бренда электроники HIPER
Текст: Галина Долгошеева, руководитель направления категорийного маркетинга товаров длительного пользования, бытовой техники и электроники и спорттоваров маркетплейса «Мегамаркет»
Фото: NurPhoto/Getty Images
В связи с растущей конкуренцией на маркетплейсах продвигать товары становится все сложнее. Аналитики Data Insight прогнозируют, что количество селлеров, торгующих на крупнейших российских площадках, к декабрю 2024 года вырастет в 1,5 раза и достигнет 700 тыс. Среди такого количества продавцов нелегко выделиться. А еще сложнее — работать с сезонными товарами, спрос на которые колеблется от месяца к месяцу. В том, как не потеряться среди множества похожих товаров и круглый год поддерживать интерес аудитории, разобрались для Inc. глава отдела e-commerce бренда электроники HIPER Роман Сибиряков и руководитель направления категорийного маркетинга товаров длительного пользования, бытовой техники и электроники и спорттоваров маркетплейса «Мегамаркет» Галина Долгошеева.
Прежде чем говорить об особенностях продаж, стоит разобраться, что входит в категорию сезонных товаров. Так называют продукты, спрос на которые резко вырастает в определенное время каждый год, а вне этого периода практически нет продаж (или их намного меньше). Часто это зависит от времени года: например, зимой активно продаются пуховики и сноуборды, а в другое время продажи в этих категориях падают практически до нуля. Также сезонными можно назвать товары, привязанные к определенным праздникам: Пасхе, 8 марта, 23 февраля или Новому году.
Сначала стоит определить, относится ли ваш товар к этой категории. Если наблюдается резкий взлет продаж, а следом идет такой же серьезный спад, при этом скачки не связаны с участием в акциях и внедрением другого продвижения (например с запуском рекламы у блогеров или повышенным кешбэком), то сезонность — это про вас.
При подготовке к сезону важно рассчитать поставки, особенно если есть риск ошибиться как в большую, так и в меньшую сторону. ИИ-помощники в современных маркетплейсах могут минимизировать риски, но избежать такого исхода пока что сложно. В первом случае у селлера может остаться лишний товар, за хранение которого на складе придется платить, — и это при минимальных продажах в течение несезонного времени. Во втором случае есть вероятность потерять аудиторию: на той же площадке могут найтись конкуренты, которые доставят товар быстрее, дешевле или у которых просто найдется понравившийся потребителю продукт.
Некоторые продавцы накануне высокого сезона конкретно в своей нише проводят ряд «подогревающих» активностей с помощью инструментов маркетплейса, например обновляют описание и карточку товара или с помощью пуш-уведомлений оповещают аудиторию о том, что именно их продукт станет лучшим подарком на 8 марта или согреет холодным осенним вечером. И такому подходу не стоит удивляться. Чем ближе и очевиднее пиковый спрос (например, за неделю до 23 февраля и 8 марта продажи тематических товаров удваиваются), тем больше конкурентов.
Многие в период максимальных продаж стараются добиться годовой выручки: добавляют в ассортимент сезонные товары или адаптируют постоянный каталог под пользовательский запрос. При этом не все могут предложить уникальный продукт, особенно если магазин не занимается производством, а закупает готовую продукцию на складе. Поэтому перед наступлением пика продаж важно выделиться среди конкурентов:
Чтобы повысить продажи и минимизировать вероятные остатки, важно начать вовремя и задействовать максимальное количество коммуникационных каналов. В отличие от продуктов, которые интересуют пользователей целый год, у промо сезонных позиций стоит выделить следующие особенности:
Перед ожидаемым взлетом продаж бренду нужно активизировать все инструменты продвижения, чтобы заявить о себе непосредственно перед сезоном. Так, например, было у производителя электроники HIPER перед праздниками — Новым годом, 23 февраля и 8 марта. Чтобы повысить свою узнаваемость до сезона продаж, бренд задействовал инструменты маркетплейса. Согласно опыту HIPER, лучше всего сработала бесплатная доставка — покупатели ценят удобство и экономию и такая услуга увеличила вероятность покупки на 30–40%. Привлекло клиентов также качество и скорость клиентского сервиса: это повысило шанс покупки на 20–30%.
По наблюдениям селлера, потенциальные покупатели обращают внимание на обратную связь. Важны как рейтинг (он должен быть выше 4.5, иначе карточку товара могут намеренно проигнорировать), так и отзывы. Пользователи интересуются не только позитивным, но и негативным опытом, поэтому со стороны продавца важно грамотно взаимодействовать и с такой обратной связью. Отработка негатива влияет на формирование лояльности и доверия.
Также улучшают узнаваемость и повышают продажи другие инструменты, например оплата бонусами внутри маркетплейса. Такой вид оплаты задействован в 80% продаж HIPER. Работает и повышенный кешбэк: по нему регулярно приходят 20–25% новых покупателей. Недавно бренд попробовал соинвестирование. По условиям этой программы, маркетплейс берет на себя часть кешбэка, который продавец предлагает покупателям. Это хороший инструмент, чтобы распродать остатки после сезона интенсивных продаж.
Несколько лет назад HIPER расширил ассортимент и запустил категорию спортивных товаров. В нее вошли электровелосипеды, электросамокаты, сапборды и многое другое. Сезон реализации таких товаров достаточно короткий, но благодаря сотрудничеству с аналитиками маркетплейса бренду удается рассчитать оптимальные партии и цены и выбрать правильные инструменты продвижения.
Важно использовать и внешние инструменты продвижения. Основные входные точки для аудитории бренда — контекстная реклама в «Яндексе», ТВ-ролики и таргет в VK. Хорошо работают вовлекающие статьи на блогерских платформах, например на «Яндекс Дзене», а также розыгрыши в соцсетях бренда. Довольно большой трафик идет благодаря инфлюенс-маркетингу. Работа с тематическими блогерами повышает узнаваемость бренда, поэтому ее лучше начать примерно за месяц до сезона продаж.
Подводя итог, можно сформулировать несколько простых правил работы с сезонными товарами. Следуя им, продавцам будет проще выделиться среди конкурентов и избежать лишних издержек.