Шахматы были первым спортом, в который пришел искусственный интеллект: когда широкая аудитория почти ничего не знала о технологии, алгоритмы уже обыгрывали гроссмейстеров. С тех пор шахматный спорт, за которым наблюдают миллионы людей по всему миру, стал уникальной «песочницей» для технологий. Президент World Chess и совладелец Inc. Илья Мерензон на форуме «Открытые инновации» рассказал, почему применение VR — это отличный маркетинговый ход и почему цифровые учителя «взорвут» рынок образования.
«Мы покажем то, что снесет тебе голову»
Я руковожу компанией World Chess, которая организует чемпионаты мира по шахматам. Однажды с нами связался представитель компании из Осло, которая занимается VR, AR и геймификацией. Наши коллеги оттуда сказали: «Прилетай в Осло, мы покажем то, что снесет тебе голову».
Оказалось, что у них есть устройство, на создание которого их вдохновила «Матрица». Они придумали такие же эффекты, как там, только в виртуальной реальности: например, мы сидим здесь, а зрителям кажется, что мы находимся на дне моря или на горе, и все это происходит в режиме лайв. Это важная для киноиндустрии технология, но они сделали из этого кое-что другое — телевизионное шоу. Игрок сидит в студии, а зрители в VR-устройствах видят, что он летит в космосе, и могут в этом участвовать, то есть лететь рядом. Это взрывная технология, и они решили продать это компании, которая делает шоу «Последний герой», — и, кажется, успешно продали. Но не остановились на этом и стали продвигать дальше. И тогда выяснилось, что самое интересное в этой истории — обучающий элемент. Мне это показалось не просто крутым кейсом, чем-то, что раньше никто не делал, но и будущим образования.
Используйте VR, даже если мало кто понимает, что это
Шахматы всегда были своего рода технологической песочницей, просто потому что симулировать шахматные игры всегда было просто. На сегодняшний день это спорт, который максимально адаптирован для внедрения технологий, и все, кто работает в игровой индустрии, обожают это: и образовательный элемент, и игровой, и возможность использовать AR и VR. Мы были первым в мире спортом, который применил виртуальную реальность для трансляции чемпионатов мира. Это было в Нью-Йорке, 2 года назад: любой человек в мире мог в VR посмотреть матч, который проходил там. Просто подойти к столу, где сидят шахматисты, и смотреть. У нас есть цифры: в виртуальной реальности матч смотрели менее 1%.
Это, конечно, связано во многом с доступом к устройствам, но мы в итоге выяснили важную штуку, связанную с маркетингом. В конечном итоге AR и VR — это отличные инструменты для достижения целей. Это маркетинг, это то, с помощью чего можно привлекать внимание, открывать новые возможности. Если смотрели чемпионат в VR менее 1%, то, по результатам наших опросов, больше 30% были рады, что такая возможность в принципе была. Некоторые из них, возможно, не до конца понимали, что это за технология, не знали всех ее преимуществ, но они были рады. Думаю, такая история сейчас у всех, кто внедряет AR и VR: не факт, что пользователи будут массово использовать такую функцию. Но им это понравится, они будут чувствовать себя современнее и технологичнее, потому что такая опция есть.
Почему ИИ играет лучше людей (и обучает тоже)
Шахматы — это область, в которой все просчитывается. Поэтому искусственный интеллект давно способен побеждать людей. Что касается обучения, то главный вопрос не в том, как именно учить, а в том, являются ли шахматы механизмом обучения. Учишься ли ты чему-то, играя. Видимо, ответ — «да». Детей, например, шахматы учат концентрации и другим полезным навыкам. Есть такой кейс — проект Replica, его создала Евгения Куйда (живет в Калифорнии). Это виртуальный собеседник — искусственный интеллект анализирует твою переписку и обучается переписываться с тобой так, как это делал бы ты. Мне кажется, это супер-полезная штука.
Такая технология для обучения — это главное, что произойдет с образованием. Представьте, что у вас в телефоне всегда есть личный преподаватель любого предмета, который прекрасно знает ваш уровень. Допустим, вы учите французский: он знает ваши слабые и сильные стороны и говорит: «Сейчас ты находишься во французском ресторане, попробуй сделать заказ на французском». Так эта технология и будет применяться: естественно, метод будет зависеть от возраста, от области занятий, но индивидуализация обучения — это важная штука. Обучение шахматам — оно на самом деле очень простое, поэтому в ближайшее время у каждого может появиться личный цифровой тренер, который сможет сделать из вас гроссмейстера очень быстро.
Как выигрывать на трех досках одновременно (и делать довольными любителей офлайна и онлайна)
Сейчас 99,99% игр проходит в онлайн. Нужно понимать, где мы находимся: люди любят играть онлайн. Вообще есть 3 вида шахмат: профессиональные, которые должны играться физически, развлекательные, которые играются онлайн, и социальные. Социальные шахматы — это целый опыт, в котором важно общаться с соперником, важны тактильные ощущения, внешний вид фигур, важно, где ты сидишь и что ты пьешь. Мы стараемся быть лидерами на всех трех полях и делать классные сервисы. Шахматы — это стартап. Но если у стартапа обычно есть идея, но нет рынка, то у шахмат есть огромный рынок и нет идей. А мы хотим для всех этих категорий предоставить идеи. Для тех, кто хочет играть физически, у нас есть шахматный клуб World Chess Club Moscow: можно прийти туда, заказать кофе или коктейль, сыграть в шахматы, поучиться. Мы, например, выяснили, что для некоторых людей иметь шахматную доску дома — это проблема, потому что для нее просто нет места. И мы сделали кожаные доски, которые можно сложить, как книжку.
Мы запустили приложение Mates — это большая история. Мы сделали его совместно с дейтинг-приложением Pure. Здесь можно выбрать свой уровень — например пешка или королева. Выбираешь, делаешь фото и находишь людей поблизости, которые хотят поиграть в шахматы. Люди договариваются о встрече и идут играть в кафе, в библиотеку.
Почему не стоит внедрять VR и AR повсеместно и при чем тут чемпион мира по шахматам Магнус Карлсен
VR и AR — это классные штуки, но и для нас, и для разработчиков самое главное — это найти смысл. Придумать фишку — это легко, но к долгосрочному успеху это не приведет. Давайте я приведу пример. Сегодня чемпион мира — это Магнус Карлсен, 27-летний парень из Норвегии. Он сделал одно из самых популярных в мире шахматных приложений — оно называется Play Magnus. Там можно выбрать возраст Магнуса и сыграть с ним в шахматы. Представьте, как интересно восьмилетнему ребенку сыграть с восьмилетним Магнусом. Это шутка, которая мотивирует: сначала ты пытаешься обыграть семилетнего Магнуса, потом восьмилетнего, двенадцатилетнего. Я бы посоветовал обратить внимание на что-то подобное.
При этом рынок огромен. Есть лидеры — например Chess.com, у них больше 20 млн пользователей. Рынок растет с каждым днем, по числу пользователей он сравним с Facebook. Сейчас хороших ИИ-приложений, которые работали бы как личный тренер по шахматам, нет. Идей миллион, но я вижу некоторые и не понимаю: зачем? Что-то меня впечатляло: играть виртуально в шахматы например. То есть ты сидишь в VR-шлеме, двигаешь фигуры в виртуальной реальности, а напротив тебя сидит человек, который на самом деле находится в другом городе, и играет с тобой. Но точно так же вы можете сыграть онлайн в 2D-шахматы. Плюс устройства для VR — это дорогая для многих штука, и сложно ориентироваться на широкую аудиторию. При этом важно понимать, что российский рынок и близко не является приоритетным. Даже для российских компаний. Если такой продукт сделают российские разработчики, он по умолчанию будет масштабируемым.