Предпринимателям и управленцам soft skills помогают настраивать более комфортную коммуникацию в команде, находить подход к мотивации сотрудников и выстраивать траекторию их карьерного развития. Однако некоторые «гибкие» навыки у них все еще в дефиците. Вот какие скиллы особенно востребованы в бизнесе и почему.
Выше должность — больше скиллов
До сих пор среди ученых, предпринимателей, HR и психологов не сформировалось единого определения — какие навыки действительно входят в список soft skills. Так, в Кембриджском словаре «гибкие» навыки определяют как способность людей вести коммуникацию друг с другом и эффективно работать вместе.
Сервис Glassdoor, где бывшие и текущие сотрудники пишут отзывы о своих работодателях и процессе найма и увольнения, описывает этот термин как «черты характера, персональные атрибуты и другие нетехнические способности, которые помогают человеку общаться и работать с другими людьми».
А LinkedIn в своем исследовании определяет soft skills через межличностные навыки, которые способствуют или препятствуют достижению целей и появлению новых возможностей. В результате анализа данных компания выделила топ-5 «гибких» навыков, которые были наиболее востребованы на рынке труда в 2020 году: креативность, упорство, умение взаимодействовать с другими людьми, адаптивность, эмоциональный интеллект.
Есть простое правило: чем лучше у человека развиты soft skills, тем больше возможностей перед ним открывается. Кроме того, если «гибкие» навыки слабые даже у одного члена команды, это отразится на его коллегах, — людям будет сложнее достигать общего понимания, конфликты будут зарождаться быстрее. В итоге это может привести и к неудаче проекта, и к текучке кадров.
Чем выше человек поднимается по карьерной лестнице, тем больше у него людей в подчинении и чаще требуются soft skills. Почему так происходит? У руководителя кратно возрастает объем коммуникации с сотрудниками разных департаментов: он должен декомпозировать и донести задачи до разных подразделений, следить за их выполнением, давать обратную связь и презентовать коллективную работу своих подчиненных, а не делать ее самостоятельно. Поговорка «хочешь сделать хорошо — сделай сам» является самой большой ошибкой руководителей со слабыми soft skills.
Межличностные навыки
Все soft skills можно разделить на две группы: межличностные навыки (помогают взаимодействовать с окружающими) и персональные характеристики человека. Среди первых можно выделить следующие.
Умение замечать и решать конфликты, защищать свои границы
В любом коллективе может рано или поздно появиться хотя бы один токсичный человек, который будет отпускать нетактичные комментарии, манипулировать или постоянно критиковать других. Да и в целом никто из нас не застрахован от неумышленного проявления такого поведения — в дни плохого настроения или неудачных событий например.
Человеку, который стал «мишенью» подобного отношения, стоит четко обозначить свои границы и вовремя сказать, что его не устраивает. Если это не сделать на первых порах, появляется риск, что токсичный коллега переманит на свою сторону других и ситуация в коллективе обострится.
Из конфликтной ситуации всегда есть два выхода. В первом, если понятно, что нет сил и желания бороться с некомфортной манерой общения, — стоит уйти. Во втором, когда в команде есть пара людей со слабыми софт скиллами и остается возможность отстоять границы — можно спокойно и на примерах объяснить токсичному человеку, какой негатив приносят его действия.
Показательный пример из бизнеса: девушка стала Chief Product Officer и на первом же совете директоров ее выступление прокомментировали: «А что, для девушки ты неплохо справляешься!» Она промолчала. Что же произошло дальше? На следующих собраниях стали звучать все более острые шутки, в том числе от других членов совета. Такую модель поведения постепенно переняли даже подчиненные девушки. Так она потеряла поддержку коллег и была вынуждена через шесть месяцев покинуть команду. Но если бы девушка сразу очертила границы, ситуация могла сложиться иначе. Коллегам сотрудника, который первым повесил «ярлык» на новенькую, тоже стоило указать на некорректность его поведения — тогда скрытого конфликта удалось бы избежать.
Нарушение границ обычно происходит с людьми, которые живут по принципу «быть хорошим для других». Они чаще уступают и готовы терпеть неудобства. Понять свою степень предрасположенности к конфликтам и ваш стиль выхода из них поможет тест Томаса-Килманна.
Навык ведения переговоров с внешними заказчиками и внутри команды
В первом продуктовом опыте я не смогла правильно провести переговоры с руководством. Это привело к невыполнению KPI и дало возможность компании «сэкономить» на премии сотрудников. У меня было два неудачных раунда: сначала я не смогла договориться о выделении ресурсов, а затем — о выплате премий, которые обещали сотрудникам вне зависимости от результата. Через манипуляции «попробуй без ресурсов, ты же профессионал» мной пользовались. Нужно было вовремя остановить ситуацию, сказав: «Как профессионал, я знаю, что мы можем сделать это только с дополнительными ресурсами». Возможно, тогда мы бы договорились о комфортных результатах и условиях для обеих сторон.
Чтобы прокачать в себе этот навык, стоит изучить разные приемы и методы ведения переговоров. Например, в Гарвардской школе есть знаменитый подход «win-win». Его плюс в том, что оба участника стараются прийти к обоюдно выгодным условиям. Но есть и минус — последователи этого метода часто склонны соглашаться на не самую выгодную для себя сделку, чтобы остаться «хорошими» в глазах собеседника.
Другой подход — метод Джима Кэмпа, автора книги «Сначала скажите нет»: переговорщик должен иметь сильную позицию и не терять контроль над ситуацией. И если нет уверенности в том, что стоит сказать «да», то лучше сразу сказать «нет», чем «может быть». Так у оппонента будет меньше возможностей начать манипуляцию.
Еще один известный методолог Крис Восс в своей книге «Договориться не проблема» показывает важность умения работать с эмоциями собеседника. Он, как и Кэмп, советует избегать позиционной борьбы — когда переговорщику необходимо оставлять за собой доминирующую роль и не менять своего мнения.
К переговорам важно готовиться заранее и продумывать реакцию на разные ответы оппонента. Нужно помнить: у сторон есть не только различия, но и общее (например цель переговоров или среда, в которой они оказались). Это поможет построить общение таким образом, чтобы результатом были довольны и те и другие. Также стоит подумать, что потеряете вы и другая сторона, если переговоры провалятся. Это позволит понять, кто кому в действительности больше нужен.
Способность презентовать свои идеи коллегам
Показывать результаты работы приходится и основателю компании, и его менеджерам. В одной команде у меня был дизайнер, который не только очень быстро и качественно работал, но и умело демонстрировал свои наработки: четко объяснял, что было сделано и почему. Вся команда с удовольствием участвовала в обсуждении дизайна, даже если изначальный контекст был доступен не каждому.
Как развить в себе навык презентации? Во-первых, важно помнить, что набраться опыта можно только методом проб и ошибок. Например, придумать себе темы для презентации и прорабатывать их, а также попробовать себя в роли вузовского преподавателя или спикера на конференции. А если страшно выступать на широкой публике, можно собрать небольшую аудиторию из друзей и провести для них, скажем, вводное занятие по вашему хобби.
Во-вторых, можно изучить различные подходы к презентации. Например, посмотреть пирамиду Барбары Минто или канвас по публичным выступлениям директора департамента цифрового банкинга в «МТС» Кирилла Гурбанова.
Персональные характеристики
Эта категория «гибких» навыков связана с типом личности человека. Среди них можно выделить следующие.
Адаптивность, гибкость в решении задач
Адаптивность и гибкость во многом зависят от состояния ресурсности и спокойствия человека. Одним восстановить силы помогает спорт, другим — творчество, а третьим — общение с людьми.
Гибкости также способствует следование правилу «fail fast»: чем быстрее ты покажешь первую версию своего продукта, идеи или задачи, тем быстрее получишь обратную связь и поймешь, как двигаться дальше.
Враг адаптивности — туннельное зрение: когда человек слепо идет к цели по намеченному плану, не обращая внимание на сопутствующие процессы, людей и возможности. Так он проходит достаточно долгий путь, прежде чем понять, что надо было на прошлом перекрестке свернуть направо.
Адаптивность и гибкость требуют большого количества контрольных точек. Задачу стоит разбить на несколько итераций и на каждом этапе проверять, не изменилась ли основная цель.
Стоит также развивать насмотренность через изучение историй предпринимателей — когда компания меняла бизнес-модель, топ-менеджмент или клиентский сегмент. Опыт коллег покажет вам, что ошибаться и меняться — это нормально.
Самостоятельность, самодисциплина, самомотивация
Чтобы понять свою мотивацию, можно раз в день или в неделю задавать себе вопросы: что было сделано успешно, что не удалось, а что хотелось бы, но не успелось. Это позволит провести рефлексию, получить заряд энергии от выполненных задач и наметить шаги для дальнейшей реализации желаемого.
Иногда мотивировать себя можно, вспомнив глобальную причину, ради которой ты все это делаешь (даже если некоторые задачи тебе откровенно не нравятся). Возврат к главной цели зачастую дает идеи, как прийти к ней быстрее.
Также можно сделать pet-проект, который совсем не будет относиться к работе. Поскольку в собственном проекте результат полностью зависит от тебя — это прекрасная возможность развить самодисциплину, находить мотивацию, чтобы двигаться дальше и проявлять максимум самостоятельности.
Еще один способ — стать наставником для стажера или младшего коллеги. Обучение и рост другого человека будут отличным стимулом для собственного развития, а также натренируют дисциплину, поскольку такая работа требует четкого планирования. Кроме того, стоит подумать о том, какие навыки вы можете монетизировать, и найти внешних клиентов из других отраслей — так получится развить насмотренность, расширить свое представление о работе на других рынках и проявить максимум самостоятельности.
Нацеленность на результат
Это умение понимать, что нормально и в срок сделанная задача лучше идеально выполненной, но растянутой во времени. Например, одна команда готовилась к выходу на зарубежный рынок и основательно подошла к изучению среды, исследованиям и доведению проекта до идеала с точки зрения функций и визуала. В результате ее опередили конкуренты, которые выпустили не такой идеальный, но закрывающий потребность пользователей продукт.
Развить навык можно с помощью «квадрата Декарта» — он позволяет приоритизировать задачи и поделить их на срочные и важные, срочные и неважные, неважные и срочные, неважные и несрочные. Психика человека устроена таким образом, что он выполняет в первую очередь приятные и понятные дела, а не те, которые сейчас приоритетны. Квадрат Декарта расставит все по местам.
Еще один хороший способ — ставить себе цели по методологии OKR (objectives and key results). Так вы сможете выделить приоритетные направления, разбить их на подзадачи и выделить результаты, к которым хотите прийти.
Психологическая стабильность: стрессоустойчивость, умение понимать себя и заботиться о своем психологическом состоянии
Неспособность вовремя остановиться в работе часто приводит к выгоранию и увольнению человека. Поэтому своевременное осознание того, что пора взять отпуск и сделать паузу, а также способность справляться с краткосрочным стрессом позволяют сохранить силы и любовь к работе надолго.
Забота о своем психологическом состоянии начинается с рефлексии: можно выписать свои принципы «я никогда не» или «со мной никогда не» и постоянно возвращаться к ним через какое-то время. Например, вы решили, что будете работать до 7 вечера, но заметили, что проработали до 22:00 всю неделю и забыли про свой принцип из-за стресса.
Возврат к «я никогда не» поможет проанализировать, почему произошла такая ситуация и как ее исправить. Важно также помнить, что согласие на что-либо в моменте не означает, что в будущем нельзя пересмотреть условия.
Три слабых места
В первую очередь российским предпринимателям и специалистам не хватает умения защищать свои границы и решать конфликты. Мы привыкли быть удобными и пользоваться тем, что другие боятся быть неудобными нам. Не умеем отказываться от дополнительных задач, боимся показаться некомпетентными, не можем высказать, что нам не нравится в отношениях с коллегами.
На второе место можно поставить психологическую стабильность. Нам часто говорят, что нужно отделять эмоции от работы. Но если их глушить, негатив никуда не уйдет. Подавленные эмоции копятся и провоцируют конфликты, стресс и недовольство. А умение говорить о своих чувствах, наоборот, позволяет сформировать крепкую команду, которая может преодолеть любые обстоятельства.
Третий навык, который проседает, особенно у IT-специалистов, — это навык презентации своих идей. Нередко на конференциях можно увидеть, как отличные кейсы страдают от неумелой презентации. То же случается и внутри компании.
Обычно люди неохотно развивают soft skills, потому что это долгая работа, в рамках которой приходится проводить регулярный самоанализ и делать непривычные вещи (например вести дневник для повышения самодисциплины или выступать перед публикой). Поэтому стоит начать с тех навыков, в которых вы сами чувствуете насущную потребность. Так у вас будет больше понимания, зачем покидать зону комфорта, и, соответственно, меньше страха перед изменениями.
Некоторые специалисты даже после отработки soft skills откладывают их применение на практике — они опасаются, что новое поведение повлечет за собой негативные последствия. В таких случаях стоит воспользоваться инструментами психотерапии, с помощью которых можно научиться отстаивать свои границы, определять свое эмоциональное состояние и открыто говорить о нем.