«ВКонтакте», Viber и Instagram интегрируют в мобильные приложения сторонние сервисы — пример всему миру подал китайский WeChat. Это позволит выстраивать мобильную экосистему и удерживать пользователя в соцсети. Разбираемся в природе этой тенденции.
На этой неделе стало известно о планах социальной сети «ВКонтакте» добавить в меню мобильного приложения пункт «Сервисы». В нем будут доступны приложения, с помощью которых пользователи смогут заказывать доставку еды, бронировать билеты в кино и вызывать такси, не покидая соцсеть. Для этого «ВКонтакте» собирается заключить партнерские соглашения с крупнейшими российскими сервисами. Так, уже известно о намерении соцсети интегрировать службу заказа еды Delivery Club, билетный сервис Kinohod и службы вызова такси («Яндекс.Такси» и Gett). Представители «ВКонтакте» и «Яндекс.такси» отказались от комментариев.
По мнению аналитика группы компаний «Финам» Леонида Делицына, нововведение направлено на то, чтобы пользователи проводили больше времени в соцсети. «Идет борьба за время пользователя, „ВКонтакте“ нужна диверсификация доходов», — считает Делицын.
Похожую стратегию избрал мессенджер Viber, в котором скоро также появятся функции от сторонних компаний. Пользователи смогут заказать столик в ресторане, купить товары онлайн, забронировать туристический продукт и получить банковские услуги. Эти функции, по прогнозам, появятся в новой версии приложения, которая должна выйти в марте 2017 года.
Новый глава Viber Джамел Агауа (занял должность около месяца назад) не скрывает, что намерен трансформировать мессенджер в «защищенную платформу, где представители бизнеса смогут предоставлять сервисы пользователям». По его словам, Viber всегда был больше b2c-компанией, которая продавала юзерам услуги Viber Out, стикеры и игры. «Теперь мы хотим открыть двери в Viber для сторонних сервисов. Думаю, Viber будет монетизироваться за счет бизнес-услуг, а не потребительских сервисов», — сказал Агауа в недавнем интервью «Коммерсанту».
Сделала первый шаг к трансформации в полноценную e-commerce-платформу и соцсеть Instagram. Скоро ретейлеры смогут помечать товары на изображениях тегами с ценой и названием. Нажав на такой тег, пользователь сможет ознакомиться с подробным описанием товара, не покидая соцсеть. Для совершения покупки, правда, придется перейти на сайт интернет-магазина. Новая функция пока доступна только пользователям Apple-устройств в США. Позже Instagram планирует распространить ее и на другие страны, а также на устройства, работающие на Android.
Одним из пионеров всех этих трансформаций стал китайский мессенджер WeChat, который фактически уже превратился в мобильную экосистему с упором на электронную коммерцию. Пользователи WeChat могут получать самые разнообразные услуги прямо в мессенджере — бронировать столик в ресторане или номер в гостинице, записываться к врачу, вызывать такси, заказывать доставку еды, оплачивать счета за электроэнергию. «Это больше, чем социальная платформа, — это новый образ жизни. Она соединяет людей с людьми, сервисами, брендами и продуктами онлайн и офлайн», — так охарактеризовал WeChat стратегический глобальный советник компании Алекс Мекл. По его данным, летом прошлого года пользователи WeChat имели доступ к более чем 12 миллионам встроенных приложений и официальных аккаунтов сторонних сервисов (среди них много и мировых лидеров вроде Airbnb и Durex).
Кроме того, с мессенджером интегрирована его собственная мобильная платежная платформа WePay. Благодаря этому пользователи могут совершать все необходимые платежи за товары и услуги, не покидая приложения.
Глава Viber не скрывает, что новый функционал мессенджера будет похож на сервисы китайского конкурента. «WeChat открывает платформу бизнесам, позволяя продавать на ней. Когда мы смотрим на китайских пользователей, то видим, что они проводят массу времени в WeChat и подобных сервисах. Нам надо двигаться в том же направлении», — говорит Джамел Агауа.
Управляющий партнер фонда Russian Ventures Евгений Гордеев полагает, что «ВКонтакте» также идет по пути WeChat. «Сейчас это работает так: переписываешься ты с другом в чате, вы захотели где-нибудь встретиться, сразу выбрали в чате кафе, нажали на кнопку „вызвать такси“. Пока вы едете на место, играете в мессенджере в игру. Доехав, оплачиваете через WeChat такси. В кафе сканируете QR-код со стола с помощью того же WeChat и в появившемся в смартфоне меню делаете заказ. Через этот же мессенджер можно будет расплатиться по счету, разделив расходы на двоих. По этому же пути пойдет „ВКонтакте“. Соцсеть интегрирует разные сервисы, которыми люди смогут пользоваться, не выходя из приложения», — убежден Гордеев.
Исследовательская компания Gartner выявила, что пользователи теряют интерес к поиску и загрузке новых мобильных приложений. «Люди проводят больше времени в приложениях, которые у них уже есть», — говорит директор по исследованиям Gartner Джессика Экхольм. Так, по данным компании, в Китае WeChat практически монополизировал внимание мобильных пользователей: они проводят в этом приложении 95% времени, потраченного на использование мобильного устройства. Экхольм убеждена, что уже в ближайшие годы модель суперприложения, изобретенная WeChat, будет доминировать во многих странах мира. По ее словам, пользователей утомляет вынужденная необходимость переходить из одного приложения в другое для того, чтобы заказать пиццу или вызвать такси. «Эта трансформация — просто вопрос времени», — подытожила Экхольм.
Читайте нас в Facebook, Twitter и ВКонтакте.