Предприниматели могут многому научиться друг у друга. Как правильно масштабировать бизнес, какой бюджет закладывать на случай катастрофы, когда отойти от управления и как правильно использовать идеи, — об этом опытные бизнесмены редко рассказывают. У них просто нет времени. Организаторы форума «Атланты» (где предприниматели делятся друг с другом опытом) дают советы начинающим.
О реализме
Михаил Баженов
вице-президент холдинга «Адамант»
Крайне критично оценивайте ожидания от расширения бизнеса, смета должна быть продумана до деталей. Для успеха нужно заложить к плановым инвестициям дополнительные 20%, сделайте это заранее. Будьте пессимистами. В течение 1 года, а то и 2-х лет работать придется в минус. Нужно иметь ресурсы, чтобы пережить этот период.
Ключевой фактор успеха — команда. Учитесь выявлять людей с лидерскими задатками. Постоянно практикуйте с коллегами и партнерами мозговые штурмы. В рутине многое упрощается и забывается, а такие мероприятия позволяют взглянуть на многие вещи шире и очень хорошо мотивируют коллег на развитие. Главное, чтобы идеи, рожденные во время штурма, не были похоронены в той же рутине.
О роли владельца в масштабировании
Елена Бондаренко
директор программы «Практикум» для директоров Московской школы управления Сколково
Трансформация бизнеса — серьезное испытание для предпринимателя. Первое, с чем он сталкивается, — это масса идей, возрастающее количество функций, которые нужно выполнять: управленец, предприниматель, ресурсодержатель и организатор одновременно. Часто за этим следует полная потеря контроля над процессом.
В таких случаях нужна, например, работа с позиционной картой и объектом управления. Они позволяют перейти от «затыкания собой всех дыр» в ситуацию, когда человек рефлексирует позиции и, значит, работает с их сложными комбинациями и управляет ими.
Также есть проблема потери интереса к старому бизнесу и переброс всех основных ресурсов на новые проекты. Заблуждением будет считать, что старый бизнес куда-то исчезнет. Предприниматель вынужден им заниматься и поддерживать компетенции, контакты, технологии, партнерства и, наконец, надежный денежный поток. Крайне важно учитывать риск обескровить старый бизнес еще до того, как новая схема начнет воспроизводиться и обходиться без внешних ресурсов, четко понимать, сколько времени и ресурсов уйдет на перезапуск, хватит ли на это сил и возможностей. Потерять можно все.
Есть и проблема управления двумя бизнесами одновременно. Несколько старых плацдармов, несколько старых схем, море новых идей — и все кажется одинаково важным.
По поводу самого процесса трансформации также существует немало иллюзий. Трансформация — это не запуск очередного стартапа. Предпринимателям есть, что терять. Реализация проекта развития всегда приводит к спаду, опасна появлением неконтролируемого кассового разрыва. Решение о трансформации всегда находится в зоне предпринимательского риска. При таком раскладе управление ситуацией становится жизненно необходимым навыком современного предпринимателя.
Об отставании шефа
Михаил Воронин
основатель и идеолог бизнес-сообщества «Атланты»
Важно, чтобы при переходе от одного этапа к другому сознание руководителя соответствовало стадии развития компании. Часто бывает, что компания уже перешла на новый этап, а сознание руководителя еще не созрело. Особенно, если идея предпринимателя изначально попала в десятку, он только начал заниматься бизнесом, а проект растет как на дрожжах: предприниматель просто не успевает обзавестись достаточными навыками для управления компанией. Может быть, он и не тормозит рост бизнеса, но точно не дает ему развиваться так, как он мог бы. Бороться с этим можно, передав кому-то бразды правления. Либо перелопачивать бизнес-литературу, участвуя в профессиональных дискуссиях, изучая кейсы других компаний, которые уже прошли тот же путь. Не лишним будет получить бизнес-образование или, как минимум, посещать время от времени значимые бизнес-форумы, где бывалые бизнесмены делятся своим опытом и знаниями. Например, спикеры нашего бизнес-форума «Атланты» – в основном бизнесмены из золотой сотни Forbes, которые построили не один успешный бизнес.
О фокусе и ритме
Альберт Суфияров
президент группы компаний «Невские сыры» (ООО «Нева Милк»)
Нужно постоянно искать новые решения. Идея, которая принесла успех, не обязательно будет кормить всю жизнь. Будьте готовы к обучению в действии. Когда действуешь, лучше понимаешь, каких компетенций не хватает, и получаешь в процессе обучения то, что тебе нужно. Помните триаду рациональных принципов бизнеса: фокусируемость, ритмичность, измеряемость. Фокусируемость: за определенный период времени нужно добиться определенных результатов, потому что потом требуется минимум усилий, чтобы поддерживать результаты на соответствующем уровне. Ритмичность: если мы привнесем в бизнес ритм, такой же, как есть в природе, люди начнут работать ритмично и слаженно, работа получится более эффективной. Измеряемость: эффективно управлять можно только тем, что можно измерить.
О профессионалах в команде
Андрей Якунин
управляющий Venture Investments & Yield Management (VIYM)
Сохраняйте трезвое отношение к себе: необоснованная вера в свою абсолютную исключительность и гениальность еще никому не помогала. Привлекайте профессионалов. Отсутствие релевантного опыта у основных членов команды — путь в никуда. Посмотрите вокруг и почитайте умных и опытных людей. Недостаточное изучение внешней среды и конкурентов — большая проблема. Научитесь «держать удар». И помните, вам никто ничего не должен.