Трансформация бизнеса — серьезное испытание для предпринимателя. Первое, с чем он сталкивается, — это масса идей, возрастающее количество функций, которые нужно выполнять: управленец, предприниматель, ресурсодержатель и организатор одновременно. Часто за этим следует полная потеря контроля над процессом.
В таких случаях нужна, например, работа с позиционной картой и объектом управления. Они позволяют перейти от «затыкания собой всех дыр» в ситуацию, когда человек рефлексирует позиции и, значит, работает с их сложными комбинациями и управляет ими.
Также есть проблема потери интереса к старому бизнесу и переброс всех основных ресурсов на новые проекты. Заблуждением будет считать, что старый бизнес куда-то исчезнет. Предприниматель вынужден им заниматься и поддерживать компетенции, контакты, технологии, партнерства и, наконец, надежный денежный поток. Крайне важно учитывать риск обескровить старый бизнес еще до того, как новая схема начнет воспроизводиться и обходиться без внешних ресурсов, четко понимать, сколько времени и ресурсов уйдет на перезапуск, хватит ли на это сил и возможностей. Потерять можно все.
Есть и проблема управления двумя бизнесами одновременно. Несколько старых плацдармов, несколько старых схем, море новых идей — и все кажется одинаково важным.
По поводу самого процесса трансформации также существует немало иллюзий. Трансформация — это не запуск очередного стартапа. Предпринимателям есть, что терять. Реализация проекта развития всегда приводит к спаду, опасна появлением неконтролируемого кассового разрыва. Решение о трансформации всегда находится в зоне предпринимательского риска. При таком раскладе управление ситуацией становится жизненно необходимым навыком современного предпринимателя.