Разобраться • 30 июня 2025
Создатель TenChat — о конкуренции с LinkedIn, мессенджере с ИИ-охранником и планах на 10 млрд руб.
Создатель TenChat — о конкуренции с LinkedIn, мессенджере с ИИ-охранником и планах на 10 млрд руб.

Текст: Алина Алещенко
Фото: предоставлено Семенов Теняевым
Пока крупные западные соцсети остаются недоступными российским пользователям, отечественные разработчики занимают освободившиеся ниши. Один из таких проектов — TenChat, позиционирующий себя как «российский LinkedIn» для предпринимателей. Основатель платформы Семен Теняев рассказал «Инк» о том, почему считает возвращение зарубежных соцсетей «шагом назад», правда ли, что анонимность в соцсетях ушла в прошлое и при чем здесь мессенджер с ИИ-помощником.
Пока крупные западные соцсети остаются недоступными российским пользователям, отечественные разработчики занимают освободившиеся ниши. Один из таких проектов — TenChat, позиционирующий себя как «российский LinkedIn» для предпринимателей. Основатель платформы Семен Теняев рассказал «Инк» о том, почему считает возвращение зарубежных соцсетей «шагом назад», правда ли, что анонимность в соцсетях ушла в прошлое и при чем здесь мессенджер с ИИ-помощником.
Не обещал вернуться
— Как родилась идея TenChat?
— С 2016 года мы с партнерами развиваем ВВЦ («Всероссийский бизнес-центр») — финансовый маркетплейс для B2B-рынка. Начинали с банковских гарантий для госзаказа, затем расширились на кредиты. На платформе десятки банков, свои скоринговые системы, внедрили ИИ-решения еще 5 лет назад, когда это не было таким мейнстримом.
В процессе работы мы столкнулись с проблемой анализа и проверки контрагентов — казалось бы, банальная задача, но в России не было единой социальной платформы, которая связывала бы бизнес и людей. Ведь за любой компанией стоят люди, а репутация бизнеса строится на их профессионализме. В других странах отчасти эту задачу решает LinkedIn, но у нас такой экосистемы не сложилось.
— Существующие соцсети не решают эту проблему?
— Современные соцсети, особенно с ростом коротких видеоформатов, превратились из полезных инструментов в «убийц времени». Они больше не про общение, а про потребление контента. В онлайне не было платформы, которая отражала бы «деловую» сторону жизни. TenChat объединяет все, что связано с заработком, бизнесом и профессиональным развитием. Пользователям доступны поиск работы (от наемных позиций до фриланса), тендеры и госзакупки (мини-приложения для участия в торгах), поиск партнеров и инвесторов, проверка контрагентов и деловая репутация, а также нетворкинг.
— А если вдруг вернется LinkedIn?
— Я давно работаю с госструктурами и некоммерческими организациями и могу сказать: данные — это новое золото. Представьте, у нас в стране есть золотая шахта, а приходит кто-то со стороны, добывает это золото и увозит, не оставляя нам ни копейки налогов. Так работают иностранные соцсети — они выкачивают наши данные, а прибыль оседает за рубежом.

Мы же годами слышали, что ничего не умеем делать. Но посмотрите на наш финтех — банковские приложения удобнее западных. Наше ПО для сельхозтехники покупают даже американцы. Мы одни из лидеров в кибербезопасности.
Но когда соцсети не наши, алгоритмы работают против нас. Китай это понял — создал суверенный интернет. И посмотрите на их экономику! Надо признать, китайцы многое поняли гораздо раньше нас. Сейчас весь мир движется к деглобализации: США, Индия, Бразилия — все защищают свои цифровые пространства. Вспомните, что было, когда отключили Visa и Mastercard — если бы не «Мир», мы бы вернулись в 90-е.
А теперь вспомните Турцию — их лира падает, люди за два месяца теряют половину покупательной способности. Почему? Потому что зависят от доллара. Так и с соцсетями — если мы не контролируем свои данные и алгоритмы, теряем экономический суверенитет.
Возвращение LinkedIn — это шаг назад. Нам нужны свои решения, где данные остаются в стране и работают на нашу экономику. Это не теория заговора — это современные реалии цифровой экономики.
— То есть ждать возвращения иностранных соцсетей не стоит?
— Они станут выкачивать наших лучших специалистов за рубеж, как уже делали раньше. Важно понимать, что тот же LinkedIn — это не просто соцсеть для поиска работы. Это мощный инструмент, который на самом деле работает против национальных интересов России. Государство вкладывает огромные ресурсы в образование, в подготовку специалистов, а потом приходит LinkedIn и помогает этим людям уехать туда, где платят больше.
Нам нужно не только удерживать свои таланты, но и привлекать чужие. Петр I специально приглашал в Россию лучших европейских специалистов. Или взять Илона Маска — родился в ЮАР, а создал компании в США.
— Как вы оцениваете объем рынка соцсетей и мессенджеров в России? И какой можете дать прогноз?
— Сейчас ситуация напоминает геологоразведку: мы понимаем, что в данных зарыты триллионы рублей, но пока добываем лишь десятки миллиардов. Это текущая реальность. Переход к сотням миллиардов — процесс постепенный, но он уже начался. Мы видим рост аудитории и выручки у VK, Rutube, TenChat и других российских платформ.
Пока не накопится критический объем данных, сложно говорить о максимальной эффективности. Однако очевидно, что соцсети и мессенджеры могут стать ключевым сектором экономики. Взгляните на WeChat — этот мессенджер превратился в суперапп, где люди не только потребляют контент, но и делают покупки, общаются, работают.
— Да, целая экосистема — идея, которую продвигают сейчас у нас многие.
В России был определённый хайп вокруг экосистем, но, на мой взгляд, их строили не с той стороны. Банки пытались стать всем — от платежей до доставки еды. Но технологически правильнее встраивать специализированные сервисы в основу коммуникаций. Ведь общение — базовая потребность, а всё остальное — это уже мини-приложения внутри мессенджера. Такой подход перспективнее.
Принципиальная позиция
— Что отличает вашу соцсеть от конкурентов?
— Для начала «TenChat для бизнеса» — это B2B-решение для двух важных сфер. В первую очередь, для поиска сотрудников можно размещать вакансии, искать специалистов, вести диалог с кандидатами, в том числе, с фрилансерами. Во-вторых, для репутации: у компании есть цифровая карточка, которая автоматически подтягивает данные из официальных реестров — Росстата, ЕГРЮЛ и т. д. Отдельный фокус — на госзакупках. Мы собрали в одном интерфейсе все тендерные площадки страны: удобно искать заказы, участвовать в торгах, следить за изменениями. Сейчас в системе уже работают сотни тысяч компаний. В ближайшие годы планируем преодолеть отметку в миллион.
Важная для нас тема — безопасность. Стараемся пресекать любые сомнительные активности. Наконец, мы активно развиваем ИИ-инструменты. Искусственный интеллект используется в подборе тендеров — там есть история с фильтрацией контента, обучения алгоритма подбора людей. Есть и встроенный ChatGPT, абсолютно бесплатный. Еще пользователи могут «нанять» прямо в соцсети виртуального помощника — секретаря или даже продажника. Скоро появится личный психолог, юрист.
— Не могу не вспомнить про «Сетку» — проект от hh.ru для карьерного роста и нетворкинга.
— Но у нас, кроме нетворкинга, можно участвовать в тендерах, привлекать инвестиции, вести бизнес, работать с государственными данными. Многие компании России представлены в нашей системе, что обеспечивает другой уровень взаимодействия.

Наша ключевая аудитория — собственники бизнеса и предприниматели. Предпринимателю важно не просто пообщаться с кем-то, а понять, с каким бизнесом он имеет дело, проверить контрагента, найти партнеров или инвестиции. Для этого нужны реальные данные о компаниях, а не просто профили пользователей.
Кроме того, TenChat учитывает современную реальность, когда один человек может одновременно быть и ИП, и самозанятым, и работать в компании.
— В 2023 году по различным источникам у вас выручка составляла 954 млн руб. А что в 2024 году?
Наша группа компаний развивается комплексно, и оценивать TenChat отдельно от ВВЦ было бы не совсем корректно. Сейчас мы идем по плану с устойчивым ростом 30– 40% ежегодно и готовимся к выходу на биржу в ближайшие несколько лет.
В 2024 году выручка группы уже превысила 3 млрд руб. Это не сказочный рост, а закономерный результат нашей стратегии. Мы выделили отдельные направления в самостоятельные компании: спин-офф TenHunter сосредоточился на HR-направлении, появились структуры, специализирующиеся на инвестиционной деятельности. Такой подход аналогичен крупным холдингам, где банковский, страховой и другие бизнесы ведут отдельные юрлица.
Наша цель на ближайшие годы — превысить отметку 10 млрд руб. выручки.
— Расскажите про ваших сотрудников. Сколько их в TenChat, в группе целиком, какова их география?
— В нашей группе компаний в целом работает около 300 человек. Точное распределение по проектам в текущий момент назвать сложно — это динамичная история. Сейчас мы активно расширяем продажную команду TenChat, где открыто около 100 вакансий. По нашим планам, в следующие несколько лет численность персонала должна удвоиться. Все сотрудники работают исключительно в России — это принципиальная позиция компании.
— Поделитесь планами по капитализации компании. Вы упомянули про выход на биржу — когда он планируется?
— Мы считаем, как только мы будем готовы. У нас в капитале есть якорный партнер — «Совкомбанк». Это публичная информация — он владеет 10% группы, собственно, по мере роста бизнеса будем смотреть. Пока что докапитализации не требуется, мы прибыльная компания, платим дивиденды. В целом, мы за органический рост.
Товарищ майор
— Насколько мне известно, вы занимаетесь разработкой нового мессенджера. Расскажите о нем подробнее.
— Этот проект не связан напрямую с TenChat. Мы создаем его в рамках независимого консорциума, куда вошли около 100 крупнейших российских компаний.
Главная идея проста — сделать по-настоящему безопасный мессенджер, а не просто «еще один аналог». На каждом аккаунте будет встроен ИИ-помощник — ваш личный «товарищ майор», который защитит от мошенников. Особенно это важно для детей и пожилых людей. Если вашему ребенку позвонит незнакомец с подозрительными намерениями, система это распознает и предупредит. Или если бабушке начнут «впаривать» какую-нибудь аферу с квартирой — ИИ прервет этот разговор. Вы ведь знаете, какие колоссальные суммы теряют люди из-за телефонного мошенничества? Сотни миллиардов рублей!
— То есть отсутствие анонимности — ваша принципиальная позиция?
— Абсолютно верно. Здесь важна простая человеческая психология. Когда человек понимает, что действует под своим именем, он десять раз подумает, прежде чем написать гадость или устроить скандал. Это как с парковками в Москве — помните, как все ругались, когда ввели штрафы? А теперь посмотрите — люди научились парковаться правильно, улицы стали свободнее.

Еще у пользователей будет трекинг собственных интересов с подбором мероприятий, концертов, форумов. То есть это будет мессенджер со встроенный лентой тех мероприятий, которые подходят конкретному пользователю.
— Готовы конкурировать за аудиторию с глобальными мессенджерами?
— Почему бы нет? Я напомню про WeChat в Китае или южнокорейские решения. Кстати, в Южной Корее населения в два раза меньше, чем у нас, но у них прекрасно работает свой мессенджер. Потому что люди ценят безопасность и поддерживают свои разработки.
— Будет ли новый мессенджер интегрирован с TenChat? Как вы вообще планируете привлекать аудиторию?
— Это отдельный проект от независимого коммерческого консорциума. У нас уже была готова технология мессенджера: определенная часть бэка благодаря TenChat. Им мы и вложились. Над мессенджером работает независимая команда, и с точки зрения законодательства, персональных данных, это вообще не пересекающиеся истории. И к той истории я буду иметь отношение как идеолог, но никаких руководящих постов занимать не буду.
Стартапы и гордость
— Вы выросли из стартапа. Расскажите, какие трудности были на старте?
— Когда работаешь над большим проектом, всегда есть этот внутренний разрыв: с одной стороны — вера в успех, с другой — постоянные сомнения. Сейчас говорить, что у нас всё получилось — рано. Серьезные проекты не строятся за два-три года. Посмотрите на LinkedIn — ему больше 20 лет, Telegram скоро 15. Такие экосистемы развиваются десятилетиями.
— Какие три совета можете дать новичкам?
— Первые год-два особенно сложные — ты вкладываешься, но критической массы ещё нет. И вот здесь важны три вещи. Во-первых, финансовая подушка и планирование. Во-вторых, использование возможностей от государства. Сейчас, по сравнению с тем, что было 10–15 лет назад, — просто небо и земля. Росмолодёжь, АСИ, РСВ — там столько программ! Есть бесплатное обучение, гранты, менторская поддержка. Я, кстати, ярый сторонник Сколково. Многие его критикуют, но там доступны колоссальные возможности: нетворкинг, налоговые льготы, защита проектов. Есть еще Московский инновационный кластер, региональные программы….Проблема только в информированности — люди просто не знают об этих возможностях. В-третьих, правильное окружение. Очень важно быть среди таких же заряженных людей. Бизнес-клубы, объединения не дают опускать планку.
— Чего лично хотите добиться в бизнесе?
— В этом году я ставлю перед собой важную задачу — закрыть существующий в России пробел в области маркетинга страны и формирования гордости за наши решения. Меня поддерживают в этом в Госдуме. Моя цель — добиться ситуации, когда человек, приходя в магазин, в первую очередь будет спрашивать отечественные товары. Я хочу внедрить эту философию на уровне государства, общества и бизнеса, чтобы мы все гордились продукцией и услугами, которые производим в России, и создавали на них внутренний спрос.