Создатель TenChat – ​​о конкуренции с LinkedIn, мессенджере с ИИ-охранником и планах на 10 млрд руб.

Разобраться • 30 июня 2025

Создатель TenChat — ​​о конкуренции с LinkedIn, мессенджере с ИИ-охранником и планах на 10 млрд руб.

Создатель TenChat — ​​о конкуренции с LinkedIn, мессенджере с ИИ-охранником и планах на 10 млрд руб.

Текст: Алина Алещенко

Фото: предоставлено Семенов Теняевым


Пока крупные западные соцсети остаются недоступными российским пользователям, отечественные разработчики занимают освободившиеся ниши. Один из таких проектов — TenChat, позиционирующий себя как «российский LinkedIn» для предпринимателей. Основатель платформы Семен Теняев рассказал «Инк» о том, почему считает возвращение зарубежных соцсетей «шагом назад», правда ли, что анонимность в соцсетях ушла в прошлое и при чем здесь мессенджер с ИИ-помощником.

Пока крупные западные соцсети остаются недоступными российским пользователям, отечественные разработчики занимают освободившиеся ниши. Один из таких проектов — TenChat, позиционирующий себя как «российский LinkedIn» для предпринимателей. Основатель платформы Семен Теняев рассказал «Инк» о том, почему считает возвращение зарубежных соцсетей «шагом назад», правда ли, что анонимность в соцсетях ушла в прошлое и при чем здесь мессенджер с ИИ-помощником.

Не обещал вернуться

Как родилась идея TenChat?

— С 2016 года мы с партнерами развиваем ВВЦ («Всероссийский бизнес-центр») — финансовый маркетплейс для B2B-рынка. Начинали с банковских гарантий для госзаказа, затем расширились на кредиты. На платформе десятки банков, свои скоринговые системы, внедрили ИИ-решения еще 5 лет назад, когда это не было таким мейнстримом.

В процессе работы мы столкнулись с проблемой анализа и проверки контрагентов — казалось бы, банальная задача, но в России не было единой социальной платформы, которая связывала бы бизнес и людей. Ведь за любой компанией стоят люди, а репутация бизнеса строится на их профессионализме. В других странах отчасти эту задачу решает LinkedIn, но у нас такой экосистемы не сложилось.

Существующие соцсети не решают эту проблему?

— Современные соцсети, особенно с ростом коротких видеоформатов, превратились из полезных инструментов в «убийц времени». Они больше не про общение, а про потребление контента. В онлайне не было платформы, которая отражала бы «деловую» сторону жизни. TenChat объединяет все, что связано с заработком, бизнесом и профессиональным развитием. Пользователям доступны поиск работы (от наемных позиций до фриланса), тендеры и госзакупки (мини-приложения для участия в торгах), поиск партнеров и инвесторов, проверка контрагентов и деловая репутация, а также нетворкинг.

А если вдруг вернется LinkedIn?

— Я давно работаю с госструктурами и некоммерческими организациями и могу сказать: данные — это новое золото. Представьте, у нас в стране есть золотая шахта, а приходит кто-то со стороны, добывает это золото и увозит, не оставляя нам ни копейки налогов. Так работают иностранные соцсети они выкачивают наши данные, а прибыль оседает за рубежом.

Источник: Unsplash

Мы же годами слышали, что ничего не умеем делать. Но посмотрите на наш финтех — банковские приложения удобнее западных. Наше ПО для сельхозтехники покупают даже американцы. Мы одни из лидеров в кибербезопасности.

Но когда соцсети не наши, алгоритмы работают против нас. Китай это понял создал суверенный интернет. И посмотрите на их экономику! Надо признать, китайцы многое поняли гораздо раньше нас. Сейчас весь мир движется к деглобализации: США, Индия, Бразилия — все защищают свои цифровые пространства. Вспомните, что было, когда отключили Visa и Mastercard — если бы не «Мир», мы бы вернулись в 90-е.

А теперь вспомните Турцию — их лира падает, люди за два месяца теряют половину покупательной способности. Почему? Потому что зависят от доллара. Так и с соцсетями если мы не контролируем свои данные и алгоритмы, теряем экономический суверенитет.

Возвращение LinkedIn — это шаг назад. Нам нужны свои решения, где данные остаются в стране и работают на нашу экономику. Это не теория заговора — это современные реалии цифровой экономики.

То есть ждать возвращения иностранных соцсетей не стоит?

— Они станут выкачивать наших лучших специалистов за рубеж, как уже делали раньше. Важно понимать, что тот же LinkedIn это не просто соцсеть для поиска работы. Это мощный инструмент, который на самом деле работает против национальных интересов России. Государство вкладывает огромные ресурсы в образование, в подготовку специалистов, а потом приходит LinkedIn и помогает этим людям уехать туда, где платят больше.

Нам нужно не только удерживать свои таланты, но и привлекать чужие. Петр I специально приглашал в Россию лучших европейских специалистов. Или взять Илона Маска родился в ЮАР, а создал компании в США.

Как вы оцениваете объем рынка соцсетей и мессенджеров в России? И какой можете дать прогноз?

— Сейчас ситуация напоминает геологоразведку: мы понимаем, что в данных зарыты триллионы рублей, но пока добываем лишь десятки миллиардов. Это текущая реальность. Переход к сотням миллиардов процесс постепенный, но он уже начался. Мы видим рост аудитории и выручки у VK, Rutube, TenChat и других российских платформ.

Пока не накопится критический объем данных, сложно говорить о максимальной эффективности. Однако очевидно, что соцсети и мессенджеры могут стать ключевым сектором экономики. Взгляните на WeChat этот мессенджер превратился в суперапп, где люди не только потребляют контент, но и делают покупки, общаются, работают.

Да, целая экосистема идея, которую продвигают сейчас у нас многие.

В России был определённый хайп вокруг экосистем, но, на мой взгляд, их строили не с той стороны. Банки пытались стать всем — от платежей до доставки еды. Но технологически правильнее встраивать специализированные сервисы в основу коммуникаций. Ведь общение — базовая потребность, а всё остальное — это уже мини-приложения внутри мессенджера. Такой подход перспективнее.

Принципиальная позиция

Что отличает вашу соцсеть от конкурентов?

— Для начала «TenChat для бизнеса» это B2B-решение для двух важных сфер. В первую очередь, для поиска сотрудников можно размещать вакансии, искать специалистов, вести диалог с кандидатами, в том числе, с фрилансерами. Во-вторых, для репутации: у компании есть цифровая карточка, которая автоматически подтягивает данные из официальных реестров — Росстата, ЕГРЮЛ и т. д. Отдельный фокус — на госзакупках. Мы собрали в одном интерфейсе все тендерные площадки страны: удобно искать заказы, участвовать в торгах, следить за изменениями. Сейчас в системе уже работают сотни тысяч компаний. В ближайшие годы планируем преодолеть отметку в миллион.

Важная для нас тема безопасность. Стараемся пресекать любые сомнительные активности. Наконец, мы активно развиваем ИИ-инструменты. Искусственный интеллект используется в подборе тендеров там есть история с фильтрацией контента, обучения алгоритма подбора людей. Есть и встроенный ChatGPT, абсолютно бесплатный. Еще пользователи могут «нанять» прямо в соцсети виртуального помощника секретаря или даже продажника. Скоро появится личный психолог, юрист.

Не могу не вспомнить про «Сетку» проект от hh.ru для карьерного роста и нетворкинга.

— Но у нас, кроме нетворкинга, можно участвовать в тендерах, привлекать инвестиции, вести бизнес, работать с государственными данными. Многие компании России представлены в нашей системе, что обеспечивает другой уровень взаимодействия.

Источник: Unsplash

Наша ключевая аудитория собственники бизнеса и предприниматели. Предпринимателю важно не просто пообщаться с кем-то, а понять, с каким бизнесом он имеет дело, проверить контрагента, найти партнеров или инвестиции. Для этого нужны реальные данные о компаниях, а не просто профили пользователей.

Кроме того, TenChat учитывает современную реальность, когда один человек может одновременно быть и ИП, и самозанятым, и работать в компании.

В 2023 году по различным источникам у вас выручка составляла 954 млн руб. А что в 2024 году?

Наша группа компаний развивается комплексно, и оценивать TenChat отдельно от ВВЦ было бы не совсем корректно. Сейчас мы идем по плану с устойчивым ростом 30– 40% ежегодно и готовимся к выходу на биржу в ближайшие несколько лет.

В 2024 году выручка группы уже превысила 3 млрд руб. Это не сказочный рост, а закономерный результат нашей стратегии. Мы выделили отдельные направления в самостоятельные компании: спин-офф TenHunter сосредоточился на HR-направлении, появились структуры, специализирующиеся на инвестиционной деятельности. Такой подход аналогичен крупным холдингам, где банковский, страховой и другие бизнесы ведут отдельные юрлица.

Наша цель на ближайшие годы — превысить отметку 10 млрд руб. выручки.

Расскажите про ваших сотрудников. Сколько их в TenChat, в группе целиком, какова их география?

— В нашей группе компаний в целом работает около 300 человек. Точное распределение по проектам в текущий момент назвать сложно это динамичная история. Сейчас мы активно расширяем продажную команду TenChat, где открыто около 100 вакансий. По нашим планам, в следующие несколько лет численность персонала должна удвоиться. Все сотрудники работают исключительно в России — это принципиальная позиция компании.

Поделитесь планами по капитализации компании. Вы упомянули про выход на биржу — когда он планируется?

— Мы считаем, как только мы будем готовы. У нас в капитале есть якорный партнер — «Совкомбанк». Это публичная информация — он владеет 10% группы, собственно, по мере роста бизнеса будем смотреть. Пока что докапитализации не требуется, мы прибыльная компания, платим дивиденды. В целом, мы за органический рост.

Товарищ майор

Насколько мне известно, вы занимаетесь разработкой нового мессенджера. Расскажите о нем подробнее.

— Этот проект не связан напрямую с TenChat. Мы создаем его в рамках независимого консорциума, куда вошли около 100 крупнейших российских компаний.

Главная идея проста — сделать по-настоящему безопасный мессенджер, а не просто «еще один аналог». На каждом аккаунте будет встроен ИИ-помощник — ваш личный «товарищ майор», который защитит от мошенников. Особенно это важно для детей и пожилых людей. Если вашему ребенку позвонит незнакомец с подозрительными намерениями, система это распознает и предупредит. Или если бабушке начнут «впаривать» какую-нибудь аферу с квартирой — ИИ прервет этот разговор. Вы ведь знаете, какие колоссальные суммы теряют люди из-за телефонного мошенничества? Сотни миллиардов рублей!

То есть отсутствие анонимности — ваша принципиальная позиция?

— Абсолютно верно. Здесь важна простая человеческая психология. Когда человек понимает, что действует под своим именем, он десять раз подумает, прежде чем написать гадость или устроить скандал. Это как с парковками в Москве помните, как все ругались, когда ввели штрафы? А теперь посмотрите люди научились парковаться правильно, улицы стали свободнее.

Источник: Unsplash

Еще у пользователей будет трекинг собственных интересов с подбором мероприятий, концертов, форумов. То есть это будет мессенджер со встроенный лентой тех мероприятий, которые подходят конкретному пользователю.

Готовы конкурировать за аудиторию с глобальными мессенджерами?

— Почему бы нет? Я напомню про WeChat в Китае или южнокорейские решения. Кстати, в Южной Корее населения в два раза меньше, чем у нас, но у них прекрасно работает свой мессенджер. Потому что люди ценят безопасность и поддерживают свои разработки.

Будет ли новый мессенджер интегрирован с TenChat? Как вы вообще планируете привлекать аудиторию?

— Это отдельный проект от независимого коммерческого консорциума. У нас уже была готова технология мессенджера: определенная часть бэка благодаря TenChat. Им мы и вложились. Над мессенджером работает независимая команда, и с точки зрения законодательства, персональных данных, это вообще не пересекающиеся истории. И к той истории я буду иметь отношение как идеолог, но никаких руководящих постов занимать не буду.

Стартапы и гордость

Вы выросли из стартапа. Расскажите, какие трудности были на старте?

— Когда работаешь над большим проектом, всегда есть этот внутренний разрыв: с одной стороны — вера в успех, с другой — постоянные сомнения. Сейчас говорить, что у нас всё получилось — рано. Серьезные проекты не строятся за два-три года. Посмотрите на LinkedIn — ему больше 20 лет, Telegram скоро 15. Такие экосистемы развиваются десятилетиями.

Какие три совета можете дать новичкам?

— Первые год-два особенно сложные — ты вкладываешься, но критической массы ещё нет. И вот здесь важны три вещи. Во-первых, финансовая подушка и планирование. Во-вторых, использование возможностей от государства. Сейчас, по сравнению с тем, что было 10–15 лет назад, — просто небо и земля. Росмолодёжь, АСИ, РСВ — там столько программ! Есть бесплатное обучение, гранты, менторская поддержка. Я, кстати, ярый сторонник Сколково. Многие его критикуют, но там доступны колоссальные возможности: нетворкинг, налоговые льготы, защита проектов. Есть еще Московский инновационный кластер, региональные программы….Проблема только в информированности — люди просто не знают об этих возможностях. В-третьих, правильное окружение. Очень важно быть среди таких же заряженных людей. Бизнес-клубы, объединения не дают опускать планку.

Чего лично хотите добиться в бизнесе?

— В этом году я ставлю перед собой важную задачу — закрыть существующий в России пробел в области маркетинга страны и формирования гордости за наши решения. Меня поддерживают в этом в Госдуме. Моя цель — добиться ситуации, когда человек, приходя в магазин, в первую очередь будет спрашивать отечественные товары. Я хочу внедрить эту философию на уровне государства, общества и бизнеса, чтобы мы все гордились продукцией и услугами, которые производим в России, и создавали на них внутренний спрос.