Рубрики
О журнале
Соцсети
Напишите нам
Редакция: editorial@incrussia.ru
Реклама: advertising@incrussia.ru
Разобраться • 26 февраля 2025
История SpaceX: достижения и вклад в освоение космоса
История SpaceX: достижения и вклад в освоение космоса
Текст: Ксения Темникова
Бизнес-журналист, старший редактор «Инк.». Стояла у истоков SEO-отдела портала iz.ru. Участвовала в развитии петербургских СМИ, входящих в холдинг НМГ, в качестве приглашенного эксперта. В прошлом соуправляющая котокафе.
Фото: SpaceX / Unsplash
Год основания — 2002.
Основатель и генеральный директор — Илон Маск.
Капитализация — $350 млрд (январь 2025).
Основные проекты — Falcon 9, Starship, Dragon, Starlink.
Штаб-квартира — Браунсвилл, Техас, США.
История SpaceX началась в 2002 году с амбициозной мечты Илона Маска — сделать космос более доступным и колонизировать Марс. Годом ранее Илон познакомился с Робертом Зубрином, основателем Марсианского общества, и пообещал ему $100 тыс., после чего получил предложение занять должность гендиректора. В августе 2001 года бизнесмен выступил на съезде общества с проектом Mars oasis, специальной теплицы для выращивания растений на Марсе. Однако в том же году предприниматель отделился от Марсианского общества и начал развивать собственный проект.
Илон Маск два раза ездил в Россию, чтобы купить отремонтированную ракету у компании «Космотранс», но обе поездки закончились провалом. Тогда Маск решил заняться строительством ракеты самостоятельно. И в 2002 году, после продажи PayPal, доля Маска в которой составляла $180 млн, бизнесмен вложил значительную часть капитала в создание компании Space Exploration Technologies Corporation, сокращенно SpaceX. Целью Илона был принципиально новый подход к космическим полетам, более дешевым и надежным.
Первые годы SpaceX были полны трудностей и неудач. Компания столкнулась с серьезными инженерными проблемами, финансовыми сложностями и бюрократическими препятствиями. Первоначальный офис SpaceX располагался в скромном ангаре в Эль-Сегундо в Калифорнии, где небольшая команда специалистов приступила к разработке первых ракет. Маск же взял на себя роль главного инженера, а всего в компании работало не более 12 сотрудников. На первых этапах все разработки велись из частных средств.
Разработка первой ракеты, Falcon 1, оказалась сложнее и дороже, чем предполагалось. Три первых запуска Falcon 1 завершились авариями, что поставило под сомнение дальнейшее существование компании. Разработка Falcon 1 велась на частные средства, финансирование заканчивалось, и в 2008 году, незадолго до первого успешного запуска, компания была на грани банкротства.
Четвертый запуск Falcon 1, состоявшийся 28 сентября 2008 года, стал поворотным моментом в истории SpaceX. Ракета успешно вышла на орбиту, доставив макет полезной нагрузки. Этот успех не только доказал жизнеспособность технологий SpaceX, но и привлек внимание NASA и других заинтересованных сторон. Falcon 1 стал первым частным жидкостным ракетным двигателем, достигшим орбиты, и открыл новую эру в коммерческом освоении космоса. Этот триумф позволил компании заключить первые крупные контракты с NASA.
Илон Маск поставил перед собой задачу создать компактную и эффективную ракету-носитель, способную упростить и удешевить доставку грузов на низкую околоземную орбиту. Это было смелое решение, так как другие игроки в космической индустрии того времени разрабатывали более крупные и сложные многоразовые пусковые системы.
Так началась работа над Falcon 1, двухступенчатой ракетой на керосине и жидком кислороде. Falcon 1 имела высоту 21,3 м и диаметр 1,7 м и была способна выводить на орбиту до 600 кг полезной нагрузки. Одновременно велась работа над двигателями. Результатом стал Merlin 1A — газогенераторный двигатель с штифтовым инжектором, способный развивать тягу около 40 т.
SpaceX планировала восстанавливать части ракеты после запуска для повторного использования, что стало новаторским шагом к снижению стоимости космических запусков. Создание ракеты обошлось компании в $90 млн.
Первый успешный запуск Falcon 1 в 2008 году заложил фундамент для дальнейшего развития SpaceX. Эта небольшая ракета, хоть и уступающая по мощности более поздним разработкам, продемонстрировала способность компании разрабатывать и запускать собственные ракеты-носители. Falcon 1 стала первой частной ракетой на жидком топливе, достигшей орбиты, что стало огромным шагом вперед для коммерческого освоения космоса.
В июле 2009 года Falcon 1 совершил пятый и последний успешный полет с малазийским спутником на борту. С 2010 года компания планировала заняться разработкой Falcon 1e — улучшенной версией первой ракеты. Но этот проект так и не был реализован и компания перешла на более тяжелый носитель, Falcon 9.
Поначалу SpaceX планировала разработать ракету Falcon 5, следующую за Falcon 1. Но в 2005 году компания приняла решение в пользу Falcon 9 — более мощной и многоразовой ракеты-носителя. Решающую роль в ускорении разработки сыграла поддержка NASA, готового приобрести коммерческие рейсы при демонстрации определенных возможностей. Финансирование было получено в рамках программы COTS (Commercial Orbital Transportation Services) в 2006 году и составило $278 млн на разработку Falcon 9, Dragon и демонстрационные запуски. Первый запуск Falcon 9 с макетом Dragon состоялся в июне 2010 года.
Ракета Falcon 9, двухступенчатая ракета-носитель средней грузоподъемности, отличалась инновационной технологией многоразового использования первой ступени, что значительно снижало стоимость космических запусков. Она могла выводить на низкую околоземную орбиту до 22,8 т груза. Первый успешный запуск ракеты состоялся 4 июня 2010 года. Falcon 9 претерпела пять основных этапов модернизации и к февралю 2025 года завершила 438 миссий.
Параллельно с Falcon 9 SpaceX разработала космический корабль Dragon для доставки грузов на Международную космическую станцию и их возвращения. Dragon существовал в грузовой версии (Cargo Dragon) для перевозки оборудования и ресурсов, а также в пилотируемой версии (Crew Dragon) для доставки астронавтов. Уже в декабре 2010 года первый действующий Dragon был запущен в рамках полета COTS Demo Flight 1, успешно выполнил задачи и вернулся на Землю после двух витков.
В апреле 2011 года NASA выделило SpaceX $75 млн в рамках программы Commercial Crew Development (CCDev) на разработку системы спасения при запуске для Dragon, готовя его к пилотируемым полетам на МКС. Кроме того, в 2011 году SpaceX вступила в программу NASA Commercial Crew Program, получила $75 млн на дальнейшие разработки и заключила ряд контрактов, в том числе контракт 2016 года на $2,6 млрд на доставку астронавтов на МКС.
К началу 2012 года стоимость компании оценивалась в $1,3 млрд. В мае 2012 года Dragon стал первым коммерческим космическим кораблем, доставившим груз на МКС. После этого оценка SpaceX почти удвоилась, достигнув $2,4 млрд. Впоследствии в рамках Commercial Crew Program SpaceX разработала Crew Dragon, вернув США возможность отправлять астронавтов в космос с собственной территории после завершения программы Space Shuttle. Благодаря успешному сотрудничеству с NASA SpaceX закрепилась в качестве ключевого игрока на рынке космических запусков.
С 2013 года SpaceX активно развивала коммерческое направление, запустив первую миссию для частного заказчика. Уже в 2014 году компания продемонстрировала впечатляющую конкурентоспособность, выиграв девять из двадцати открытых международных тендеров на запуски.
В сентябре 2014 года NASA, продолжая сотрудничество, заключило с SpaceX контракт CCtCap (Commercial Crew Transportation Capability) на разработку системы для транспортировки экипажа.
В начале 2015 года SpaceX объявила о создании проекта Starlink — спутников для обеспечения глобального широкополосного доступа в интернет. Реализация проекта стала возможной после инвестиций в размере $1 млрд от Google и Fidelity Investments, которые компания получила в обмен на 8,33% акций компании.
Однако не обошлось и без неудач. В июне 2015 года произошла первая серьезная авария с Falcon 9. Ракета-носитель CRS-7 взорвалась спустя две минуты после старта из-за неисправности небольшого стального крепления, которое удерживало гелиевый баллон под давлением. Из-за силы ускорения крепление сломалось, высвободив гелий под высоким давлением в топливный бак низкого давления, что привело к взрыву. Кроме ракеты, был уничтожен спутник стоимостью $200 млн.
По состоянию на март 2018 года SpaceX, общая контрактная стоимость коммерческих запусков составляла приблизительно $12 млрд. Заказчиками являлись как коммерческие организации, так и государственные учреждения, включая NASA и Министерство обороны США. SpaceX занимала лидирующую позицию среди мировых поставщиков коммерческих пусковых услуг.
К сентябрю 2024 года компания совершила 15 коммерческих запусков с экипажем, 10 из которых были финансированы NASA.
Falcon Heavy — это сверхтяжелая ракета-носитель, разработанная SpaceX на базе трех соединенных вместе первых ступеней ракет Falcon 9. Запущенная впервые в 2018 году, Falcon Heavy стала самой мощной действующей ракетой в мире, способной выводить на низкую околоземную орбиту более 63 т груза. По сути, Falcon Heavy состоит из трех соединенных вместе первых ступеней Falcon 9: центрального ядра, представляющего собой усиленную первую ступень, и двух боковых ускорителей, также первых ступеней Falcon 9. Вторая ступень Falcon Heavy выводит полезную нагрузку на заданную орбиту, будь то низкая околоземная, геопереходная орбита или траектория к другим планетам, таким как Марс.
Важной особенностью Falcon Heavy является ее многоразовость благодаря возвращаемым боковым ускорителям, что позволяет значительно снизить стоимость космических запусков.
Первый запуск Falcon Heavy состоялся в 2018 году и стал зрелищным событием. В качестве демонстрационной полезной нагрузки был использован личный автомобиль Илона Маска — Tesla Roadster, который был отправлен на гелиоцентрическую орбиту, близкую к орбите Марса. С тех пор Falcon Heavy использовалась для запуска различных спутников и секретных военных грузов.
К февралю 2025 года Falcon Heavy завершил 11 успешных миссий, указывает сайт SpaceX. Один запуск этой ракеты обходится компании не менее чем в $97 млн.
Dragon — это многоразовый грузовой и пилотируемый космический корабль, разработанный SpaceX для доставки грузов и астронавтов на Международную космическую станцию и обратно. Первый успешный запуск состоялся в декабре 2010 года. Dragon стал первым частным летательным судном, успешно достигшим МКС. В грузовой версии Dragon доставляет на станцию научное оборудование, продовольствие, воду и другие необходимые ресурсы. Пилотируемая версия Dragon (Crew Dragon) позволяет SpaceX доставлять астронавтов на МКС в рамках программы Commercial Crew Program от NASA, обеспечивая независимый доступ США к космосу после завершения программы Space Shuttle.
После успешного запуска Falcon 9 и начала грузовых миссий к МКС следующим важным шагом стало создание Dragon 2 — значительно усовершенствованной версии судна. Dragon 2, представленный в двух модификациях, Crew Dragon (пилотируемая) и Cargo Dragon 2 (грузовая), стал логичным продолжением развития технологий SpaceX в области космических перевозок. Илон Маск лично представил корабль 30 мая 2014 года.
Dragon 2 вобрал в себя ряд ключевых улучшений по сравнению с предшественником. Прежде всего, была повышена степень многоразовости корабля, что, в соответствии с философией SpaceX, снижало стоимость полетов. Важным нововведением стала система автоматической стыковки с МКС. Улучшенная система жизнеобеспечения создавала более комфортные условия для экипажа, а Crew Dragon получил принципиально новую систему безопасности.
Dragon 2 позволяет SpaceX доставлять на станцию не только грузы, но и астронавтов, что делает компанию ключевым партнером NASA в рамках программы Commercial Crew Program. Первый пилотируемый полет Crew Dragon совершил в 2020 году. На февраль 2025 года у Dragon 49 успешных миссий, а 12 марта корабль должен снова отправиться на МКС.
Starship — это многоразовая сверхтяжелая ракета-носитель и космический корабль нового поколения, разрабатываемый SpaceX для дальних космических миссий, включая колонизацию Марса. Starship задуман как полностью многоразовый комплекс, состоящий из двух ключевых элементов: Super Heavy, выполняющего роль первой ступени, и Starship — второй ступени и одновременно космического корабля. Super Heavy — это сверхтяжелый ускоритель, оснащенный множеством двигателей Raptor, работающих на метане и жидком кислороде, задачей которого является вывод Starship на околоземную орбиту.
Starship, в свою очередь, предназначен для дальнейших полетов в космосе, выполнения разнообразных миссий и последующего возвращения на Землю. Этот космический корабль также использует двигатели Raptor и обладает вместительным грузовым отсеком, способным перевозить до 100 человек и значительные объемы грузов. Это самый мощный космический корабль на сегодняшний день, его стоимость не менее $5 млрд.
Первый испытательный полет состоялся 20 апреля 2023 года. Корабль взорвался спустя четыре минуты полета, но Илон Маск назвал полет успешным.
Всего Starship совершил семь летных испытаний, а недавно Маск сообщил, что восьмой полет состоится 28 февраля 2025 года. Седьмое испытание 16 января 2025 года закончилось разрушением ракеты при входе в атмосферу.
Ключевой особенностью Starship является его полная многоразовость — обе ступени, Super Heavy и Starship, разрабатываются для многократного использования, что позволит значительно снизить стоимость космических полетов. Starship сможет дозаправляться топливом на орбите, благодаря чему совершать длительные перелеты в дальний космос, в том числе на Луну, Марс и другие планеты Солнечной системы. Основной целью является колонизация Марса — именно для создания эффективной транспортной системы, способной перевезти достаточное количество людей и ресурсов на Красную планету, и был задуман Starship.
Традиционно ракеты-носители были одноразовые, однако SpaceX научилась возвращать и повторно использовать первые ступени ракет Falcon 9, а в будущем и сверхтяжелого ускорителя Super Heavy, первой ступени Starship.
Технология повторного использования работает следующим образом: после отделения первой ступени или боковых ускорителей Falcon Heavy от второй ступени с полезной нагрузкой первая ступень разворачивается в направлении космодрома и включает двигатели для торможения и уменьшения скорости. Входя в атмосферу, ступень подвергается воздействию высоких температур и аэродинамических нагрузок. Используя аэродинамические рули и двигатели, ступень осуществляет управляемый спуск и точное наведение на посадочную площадку — космодром (Landing Zone 1 или 2 на мысе Канаверал) либо автономную плавучую платформу (Autonomous Spaceport Drone Ship, ASDS) в океане, где корабль выполняет вертикальную посадку.
Повторное использование стало возможным благодаря ключевым разработкам, таким как двигатели Merlin 1D (Falcon 9) и Raptor (Starship) с возможностью многократного запуска и регулирования тяги; аэродинамические рули с ориентацией ступени во время спуска; сложная система навигации и управления для точного наведения, а также прочные материалы и конструкции, способные выдерживать экстремальные условия спуска в атмосфере.
Повторное использование ракет не только значительно снижает стоимость космических полетов, но также уменьшает количество космического мусора и повышает надежность ракет благодаря накопленному опыту и улучшению конструкции.
15 февраля 2025 года SpaceX установила новый рекорд использования первой ступени, отправив ракету Falcon 9 на орбиту в 26-й раз.
SpaceX реализует масштабный проект Starlink глобальной спутниковой интернет-сети, чтобы обеспечить высокоскоростной широкополосный доступ в Интернет в любой точке земного шара, особенно в отдаленных и труднодоступных регионах, где традиционные наземные сети либо нерентабельны, либо вовсе невозможны.
Starlink запускает на низкой околоземной орбите тысячи небольших спутников, формирующих глобальную сеть с практически полным покрытием поверхности Земли. Starlink использует лазерные канал связи между спутниками, что снижает задержку сигнала и увеличивает скорость передачи данных. Спутники взаимодействуют с наземными станциями, подключенными к традиционным интернет-сетям, а пользователи подключаются к Starlink с помощью специальных терминалов (антенн) на зданиях.
Первая партия из 16 спутников-прототипов была запущена в мае 2019 года. 20 мая 2024-го количество пользователей Starlink достигло 3 млн, сообщалось в официальном аккаунте Starlink в соцсети Х (ранее Twitter), а к январю 2025-го — 4,6 млн.
На официальном сайте проекта размещена карта, где показано, в каких странах уже есть доступ к Starlink, в каких странах он появится в ближайшее время, а в каких будет недоступен. В список последних вошли Россия, Афганистан, Беларусь, Венесуэла, Иран, Куба, Китай, Северная Корея и Сирия.
Илон Маск имел планы на колонизацию Марса еще до основания компании SpaceX, однако в последние годы, с разработкой Starship и снижением стоимости космических полетов, создание города на Марсе стало одним из ключевых направлений деятельности компании. Миллиардер неоднократно заявлял, что создание колонии на Марсе — это способ сохранить жизнь после вымирания людей на Земле.
В 2016 году Маск представил план по созданию колонии и оценил стоимость проекта в $10 млрд. Тогда предприниматель планировал отправить первых людей на Марс в 2024 году, однако в 2023 году на Международном астронавтическом конгрессе он отметил, что совершить первую экспедицию с экипажем компания сможет в течение трех-четырех лет. В мае 2024 года миллиардер в соцсети Х заявил, что через 20 лет на Красной планете уже будет город, а через 30 — цивилизация.
Илон Маск,
основатель SpaceX
«Менее пяти лет для безэкипажных, менее 10 лет, чтобы отправить людей, город, возможно, через 20 лет, но через 30 точно цивилизация обеспечена».
Для отправки людей и грузов на Марс SpaceX планирует использовать Starship, на данный момент находящийся на стадии испытаний. В сентябре 2024 года Маск заявил, что в течение двух лет компания планирует отправить на Марс пять беспилотных космических кораблей. От успеха беспилотных миссий будет зависеть возможность отправки кораблей с экипажем. В случае успеха пилотируемые корабли будут отправлены через четыре года, но если возникнут сложности — миссия будет отложена еще минимум на два года.
В 2013 году Илон Маск предложил концепцию Hyperloop — революционной транспортной системы, в которой пассажирские или грузовые капсулы перемещаются по трубам с низким давлением, теоретически достигая скорости до 1,2 тыс. км/ч. Эта идея предполагала создание более быстрого, безопасного и экологичного способа передвижения между городами по сравнению с традиционным транспортом.
Хотя SpaceX не стала коммерциализировать Hyperloop самостоятельно, компания внесла свой вклад в развитие этой концепции. В 2013 году первая версия Hyperloop была представлена на сайте SpaceX, а президент компании Гвинн Шотвелл сотрудничала с Hyperloop Transportation Technologies Inc. Кроме того, в 2015 году SpaceX организовала конкурс дизайна капсул для Hyperloop. Второй этап, в котором финалисты могли опробовать свои модели, прошел в январе 2017 года на испытательной трассе SpaceX в Хоторне, Калифорния.
После публикации концепции Hyperloop ряд компаний попытались воплотить ее в жизнь. Наиболее известной была Hyperloop One (основана в 2014 году независимо от Илона Маска), которая привлекла значительные инвестиции, но не смогла заключить ни одного прибыльного контракта и прекратила свою деятельность в конце 2023 года.
SmallSat Rideshare Program от SpaceX — это программа запуска малых спутников (SmallSats) на орбиту как попутной нагрузки вместе с основными миссиями. Клиенты могут присоединиться к уже запланированному запуску Falcon 9 и разделить стоимость запуска с другими клиентами. Так стоимость значительно ниже, чем запуск отдельной ракетой.
Программа была анонсирована в 2019 году, а в 2021-м SpaceX запустила программу совместных поездок Transporter, предложив беспрецедентно низкую цену за вывод спутников на орбиту — всего $300 тыс. Это предложение оказалось настолько конкурентоспособным, что практически лишило специализированных провайдеров пусковых услуг шансов на выживание на рынке малых спутников. Transporter-1, запущенный в январе 2021 года, вывел на орбиту рекордное количество спутников — 143. Последующие миссии Transporter также запускали десятки малых спутников.
В мае 2024 года SpaceX добавила на официальный сайт предложения по космическому туризму. Желающие могут забронировать билеты на МКС, Марс и Луну. Коммерческие рейсы на МКС должны быть доступны уже в 2025 году. Цена на билеты держится в секрете.
В сентябре 2021 года SpaceX совершила прорыв, отправив в космос полностью гражданский экипаж в рамках миссии Inspiration 4. А 12 сентября 2024 года двое космических туристов успешно побывали в открытом космосе в рамках частной миссии Polaris Dawn. Туристы провели на орбите пять дней и успешно приземлились в Мексиканском заливе. Космический корабль Crew Dragon вышел на высоту 1400, 7 км, побив установленный рекорд высоты 1966 года.
SpaceX под руководством Илона Маска кардинально изменила космическую индустрию и стала самой дорогой частной компанией в мире с оценкой около $350 млрд. В 2024 году компания осуществляла запуски ракет практически каждые два-три дня, превзойдя по количеству миссий всю 30-летнюю историю программы Space Shuttle от NASA.
Ключевым прорывом SpaceX стала технология многоразовых ракет, что перевернуло устоявшуюся практику, когда каждая ракета использовалась лишь один раз. Компания уже запустила Falcon 9 на орбиту 26 раз, неоднократно побив собственный рекорд, и продолжает планировать новые запуски.
Компания также создала самую мощную ракету в истории — Starship высотой 120 метров, оснащенную 33 двигателями Raptor, а также успешно освоила технологию возврата Starship.
Благодаря этим инновациям SpaceX на 96% снизила стоимость вывода грузов на орбиту: с $30 тыс. за фунт (около 500 тыс. руб. за кг) до $1,2 тыс. (20 тыс. руб. за кг). Благодаря SpaceX за последние два года в космос было отправлено больше объектов, чем за всю предыдущую историю.
SpaceX стала пионером в развитии коммерческого космоса и показала, что частные компании могут успешно конкурировать с государственными космическими агентствами в доставке грузов на орбиту, запусках спутников и даже пилотируемых космических полетах. Успех SpaceX привлек частные инвестиции в космическую индустрию и способствовал формированию новых рынков и возможностей.
Значительную часть доходов приносит Starlink, предоставляющий высокоскоростной спутниковый интернет, который подходит для стриминга, онлайн-игр и видеозвонков, а также является решением для морских судов, авиакомпаний и жителей отдаленных районов. В 2024 году сервис принес компании $7,8 млрд.