Навыки выступления перед большой аудиторией полезны не только политикам и университетским преподавателям. Основателям компаний приходится выступать на конференциях уровня TechCrunch Disrupt и демо-днях акселераторов, и везде умение привлечь и удержать внимание публики может помочь не только сорвать аплодисменты, но и найти инвесторов, партнеров или клиентов. Ну и повысить самооценку. Вот 10 советов для тех, кто хочет быть убедительным на любых публичных выступлениях, от человека, который готовит спикеров TEDx.
1. Согласуйте тайминг
Уточните заранее, сколько у вас будет времени на то, чтобы донести свою идею до публики. Например, выступления в стиле TED длятся не более 18 минут.
Каждая секунда на вес золота, используйте время максимально эффективно. Ваша цель — поселить свою идею в головах (а в идеале — и в сердцах) слушателей.
2. Учитывайте особенности формата
Сейчас всё более востребованным становится комбинированный формат из офлайн-выступления и live-трансляции. Как следствие, расширился и список необходимых компетенций. Теперь требуется не только удерживать внимание очной аудитории (чувствовать ее реакцию и поддерживать диалог), но и устраивать интерактив с онлайн-зрителями. Для этого используют фразы вроде «поставьте плюсики» и «оцените от 1 до 5, написав цифру в чат».
Важно «вести» аудиторию, постоянно просить ее что-то сделать. Дискуссии, дебаты, игры и прочий интерактив — самый эффективный способ удерживать внимание людей по ту сторону экрана.
3. Сформулируйте тезисы
Тезисы — это утверждения, истинность которых необходимо доказать. Определитесь с идеями и мыслями, которые хотите донести до аудитории, и проверьте их на предмет логики.
Ценность тезисов — самое важное в выступлении. Будет отлично, если вы начнете свою речь с чего-то яркого и вызывающего. Например, как это сделал Джейми Оливер в своем TED Talk: «К сожалению, за 18 минут, пока я здесь буду выступать, из-за еды умрут четыре американца».
Из тезисов строится структура вашего выступления. Не забываем, что в ней всегда есть вступление, основная часть и завершение.
4. Подберите аргументы
Аргументы — это доводы, с помощью которых доказывается тезис. Ваша задача — раскрыть проблематику и проиллюстрировать свою идею. Приводите больше примеров, фактов, статистики, результатов исследований, экспериментов. Ваши слова, нашедшие отклик в сердцах слушателей, надолго останутся с ними и, возможно, изменят их жизнь.
В книге «Два игрока на одном поле мозга» профессор психологии Стивен Косслин рассказал о результатах любопытного исследования. Оказалось, что проблемы, связанные с волнением выступающего (невнятная речь, использование междометий «эээ» и «ммм»), не входят в топ-30 причин, раздражающих аудиторию. Зато в этот топ входят: «речь полна несущественных деталей», «недостаточно доказательств в поддержку главной мысли», «нет главной мысли».
Получается, если речь содержательная и актуальная, легкое волнение спикера не испортит общего впечатления. Готовьте сильные аргументы!
5. Проработайте акценты
Внимание любого человека имеет свойство рассеиваться спустя 7–15 минут. Поэтому чем более непривычным путем пойдет спикер, тем вероятнее, что его выступление запомнится. Задача — сделать выступление разнообразным: использовать монолог, вопрос в зал или какому-то конкретному слушателю, просмотр видео, демонстрацию фото на экране, анализ данных на презентации, некое действие на сцене.
Любое выступление (даже отчет перед начальством) только выиграет, если вы сделаете в нем хотя бы минимальные акценты — измените интонацию, жестикуляцию, позу или свое местоположение. Не дайте аудитории заскучать. Рассказываете о новом продукте — покажите его на сцене!
Очень важно вызывать смену эмоций. В этом отлично помогает сторителлинг. Аудитория сопереживает герою, радуется его победе или грустит о поражении.
Ваше время на сцене — это возможность донести мысль и повлиять на привычный ход событий. Делайте то, чего от вас не ждут: приглашайте зрителей на сцену, проводите эксперименты, показывайте фокусы, шокирующие фото, рассказывайте личную историю. Удивляйте! Юмор, живость, уверенность и доброжелательность помогут в этом. При этом важно чувствовать настрой аудитории и подстраивать свой стиль и тон коммуникации под контекст.
6. Используйте юмор
Юмор — спасательный круг в любой ситуации, даже когда кажется, что выступление провалилось. На одной из конференций выступающий трижды начинал свой рассказ: сбивался, путался, возникали технические неполадки с презентацией. Казалось, он вот-вот уйдет со сцены. Но он засмеялся и, взяв микрофон, начал шутить над неловкостью и абсурдностью ситуации. Аудитория его поддержала.
Смягчающее начало, когда спикер признался в своей уязвимости, растопило лед между ним и слушателями. Выступающий признался, что если бы не эта ситуация, он вряд ли бы выступил так хорошо и запомнился людям. После выступления незнакомцы добродушно подбадривали и хвалили его за честность и открытость. Будьте искренними и помните про козырь — юмор!
7. Визуализируйте
Качественное выступление сложно представить без визуального сопровождения. Классический вариант — презентация, но не забывайте и о возможности показать видеоролик, раздать персональные печатные материалы, карточки, брошюры и продемонстрировать предметы, о которых рассказываете.
«Я переехала из Нью-Джерси три года назад. И я играю на скрипке с 4 лет…», — начала свою речь юный музыкант Кассиэль МакЭвой. Далее последовал рассказ о том, как девушка любила музыку, но ленилась заниматься. Ее учитель сказал, что так ничего не выйдет. Рассказ прерывается игрой на скрипке. Кассиэль показывает, что учитель ошибся и она все-таки смогла научиться играть. Хотя игра девушки была далека от совершенства, ей удалось донести свою идею до аудитории: «учитель ошибся — я могу играть!»
8. Репетируйте
Не пренебрегайте репетициями. Сначала отработайте выступление самостоятельно, представляя перед собой зрителей. Затем поочередно выступите перед одним человеком и перед группой (минимум двумя людьми). Это поможет вам привыкнуть ко взглядам и реакциям на озвучиваемые мысли, а обратная связь слушателей позволит отшлифовать выступление.
Если есть возможность репетировать в помещении, где вы будете выступать, — обязательно сделайте это. Знакомство с пространством влияет на наши ощущения во время самого выступления.
Помимо самой презентации, следует отрепетировать выход на сцену и уход с нее. Именно эти начальный и финальный аккорды создают впечатление об уверенности и экспертности выступающего.
Заранее продумайте также потенциальные вопросы и ответы на них. Удобнее всего сделать это еще во время подготовки презентации и ресерча по вашей теме. Посмотрите топ-10 поисковых запросов по вашей теме, изучите «боли» слушателей. При необходимости посоветуйтесь с маркетологами — они помогут выявить неочевидные тренды или сформировать портрет аудитории.
Многие спикеры опасаются неудобных вопросов и теряются, если в зале присутствуют скептики. Во время выступления постарайтесь концентрироваться на мысли, что в зале точно есть люди, которые пришли услышать вашу идею и искренне в вас заинтересованы. Если слушатель задал каверзный вопрос, не стоит вступать с ним в перепалку. Лучшим вариантом будет открыто и честно сказать: «Благодарю за любопытный вопрос. Мне потребуется некоторое время, чтобы подготовить аргументированный ответ, и я буду рад обсудить его с вами после выступления».
9. Сделайте технический прогон
Проведите итоговую репетицию с аудиовизуальными эффектами. Идеально сделать это в помещении, где будет проходить ваше выступление. Сцена, свет, кликер, презентация, микрофон, ваша одежда, обувь — продумайте все детали.
Если нет возможности провести репетицию на месте, приезжайте на мероприятие заранее, оцените планировку, количество посадочных мест и акустику. Пройдитесь по выходам к сцене, подержите микрофон и постойте на том месте, где начнете выступать.
10. Проведите ретроспективу
Чтобы усвоить навыки ораторского искусства, полученные во время выступления, важно его проанализировать. Идеальный вариант — просмотр записи. Менее показательный — личная рефлексия и обратная связь от зрителей (можно, например, опросить знакомых).
Что важно проанализировать? Общее впечатление — каким вы запомнились. Подача — поза, жесты, характер движений и голоса. Контент — логика и структура изложения, акценты, паузы и интонация, убеждающие аргументы, интересные примеры и истории. Визуал — ваш внешний вид и презентация.
Будь то лекция для студентов, отчет на работе, презентация товара, питч перед инвесторами или рассказ о себе на собеседовании, ваше выступление может стать запоминающимся благодаря идее, которой вы горите и которой хотите дать жизнь. Всё время помните о ее ценности и значимости. Тогда вы подберете отличные аргументы, расскажете захватывающие истории, передадите эмоции и повлияете на мнение людей.