Компания «Нетология-групп» началась в 2011 году с семинаров по интернет-маркетингу на 10 — 15 слушателей. Сейчас это огромный холдинг с выручкой 780 млн руб. Теперь они уже сами запускают акселератор для EdTech-стартапов и планируют инвестировать в проекты до $10 млн. Основатель компании Максим Спиридонов вместе с инвестором Вячеславом Маковичем делятся своим опытом, дают практические инструменты и советы — и все это на конкретных примерах — в книге «Стартап на миллиард: пошаговое руководство по созданию диджитал-бизнеса». Книга выходит в издательстве «Эксмо» 31 октября. Inc. выбрал несколько полезных отрывков.
Как найти бизнес-идею?
Принципы
К слову — мозг предприниматели нуждается в регулярной перезагрузке, чтобы в нём появлялось место для новых идей. Лучшие способы, что нам известны, — это медитация и спорт.
Руслан Зайдуллин, основатель Doc+
Медитация позволяет управлять своим вниманием. Большая часть бед, расстройств, негативных эмоций и так далее возникают, когда ты не можешь сконцентрироваться на том, на чём хочешь, навязчивые негативные мысли приходят к тебе в голову, забирают твоё внимание и держат его неограниченное время.
Медитируя, ты становишься от этого свободен, краски становятся ярче, на работе я сконцентрирован гораздо лучше.
Как оценить бизнес-идею?
Принципы
— соответствие рынку;
— соответствие основателям проекта (компетенции, амбиции, интересы, жизненные цели и ценности).
Как оценить объём рынка?
Принципы
Практика
Шаг 1. Определиться с рыночным сегментом
Начните с обозначения рыночного сегмента (иногда его называют песочницей), на котором вы планируете и можете стать одним из лидеров. Например, компетенции в выстраивании эффективного процесса онлайн-обучения могут быть реализованы в формате тренинговой компании в области онлайн-образования, маркетплейса онлайн-курсов или платформы для реализации онлайн-обучения. Поймите, про что вы в первую очередь, и, при необходимости, выберите несколько вариантов для сравнения на дальнейших этапах.
Помимо этого, следует использовать дополнительные параметры: география, демография, поведенческие особенности целевой аудитории и пр. , например онлайн-обучение программированию в СНГ.
Важно, что рынок нужно мерить по той аудитории, которая будет платить деньги. Например, если вы рассматриваете в качестве модели монетизации продажу своих выпускников работодателям, то рынок нужно определять именно исходя из сумм, которые готовы платить работодатели за кандидатов вашего профиля.
Дэйв Вайсер, основатель Gett
Сложность в том, что, когда ты изначально строишь локального игрока, а потом собираешься сделать глобального, надо очень многое перестраивать. Сразу пожелав делать интернациональную историю, мы приняли больший риск, но зато сегодня нам проще расти и распространяться. Когда мы запустились в Израиле, за год компания стала игроком №1 с самым большим покрытием, с самым большим количеством заказов.
Сегодня мы понимаем, что рынок такси в тех странах, где мы оперируем, больше $31 млрд, и мы предлагаем этому рынку революционную услугу с четкой и понятной бизнес-моделью.
Как создать MVP?
Принципы
Практика
Шаг 1. Выбрать проблему клиента, актуальность которой вы хотите проверить
MVP нужен в первую очередь для подтверждения соответствия «проблема-решение» через реальные действия потенциальных клиентов.
Из всего списка проблем, выявленных в ходе проблемных интервью, выберете 1 — 2 наиболее актуальных и возможных для решения с помощью вашего будущего продукта.
Определите ключевые метрики, которые смогут подтвердить актуальность проблемы. Распространённые метрики:
У каждого показателя есть, как правило, свои отраслевые стандарты, с которыми можно сравнивать. При этом важно заранее обозначить целевые значения, необходимые для подтверждения гипотез.