Разобраться • 4 апреля 2022
Стоки, съемки и продакшн: где теперь брать
контент, если вы привыкли к фотобанкам
Стоки, съемки и продакшн: где теперь брать контент, если вы привыкли к фотобанкам
Фото: Mitsuru Sakurai / Getty Images
Работать с привычными фото- и видеостоками стало сложнее: на одних цена за единицу контента выросла пропорционально курсу, другие невозможно оплатить российскими картами, а третьи больше вообще не работают с пользователями из России.
Ксюша Жаворонок и Стася Маскаева (SETTERS) рассказывают, есть ли альтернатива привычным площадкам для контент-мейкеров, стоит ли компаниям перераспределить бюджеты на продакшн и почему он необязательно будет дорогим.
Depositphotos больше не функционирует в России, а Shutterstock теперь работает через официального представителя Fotodom: он гарантирует все выданные лицензии по материалам стока, даже если его отключат или ограничат в России. Контент по-прежнему можно покупать как по предоплате, так и поштучно с постоплатой.
Так или иначе, средняя подписка на Shutterstock в месяц стоит $250 — и для российского пользователя становится дороже из-за курса. С подписками рост цен, кажется, не такой критичный, но, если говорить про покупку лицензий, например, под ТВ, это будет стоить от $300 за одну фотографию — а это уже ощутимый кост для проекта.
Первый выход — освоить альтернативные фото- и видеостоки
Например, «Лори», Pressfoto, iStock или Getty Images — их можно оплачивать российскими картами. С переходом на новый сток траты на фото- и видеоконтент останутся примерно теми же, к которыми вы привыкли: фотографии в среднем могут стоить от 60 до 6 000 рублей в зависимости от лицензии, размера и тиража. Но может пострадать качество материала. Новые стоки были не так популярны, поэтому здесь и база меньше, и качество некоторых снимков может быть хуже привычного.
Кроме того, можно обратиться к фотографам, которые раньше продавали фотографии на стоках, но остались их правообладателями — их также можно выкупить или пользоваться по лицензии для работы. Еще один ход — обратиться к графическим или моушн-дизайнерам, которые регулярно работали со стоками и за это время собрали свою базы выкупленных фотографий. Пользоваться ими можно без проблем, но только для внутреннего пользования.
Некоторым стоит присмотреться к фотобанкам российских СМИ, например «Коммерсанта», ТАСС, АГН «Москва». В них преимущественно репортажные съемки и нет классических фотографий для коммерческого направления — такие изображения не подойдут для создания рекламных баннеров. Зато их, например, могут использовать компании, которые занимаются мероприятиями и городской инфраструктурой, информационные и образовательные медиа или блоги компаний, которым важно проиллюстрировать статью обложкой, подходящей по смыслу: пишем про релокацию — ставим фото девушки с ноутбуком в аэропорту.
Второй выход — обратиться к продакшн-подрядчикам
Стоковые изображения зачастую дешевле и быстрее в производстве, но не работают так, как уникальный продакшн, — кроме очевидной демонстрации товаров, он способен рассказывать историю бренда, вовлечь нужную аудиторию и удержать ее внимание, сформировать эмоциональную связь. Преимуществом данной опции будут самобытные фотографии и национальный колорит. Это стратегия вдолгую, инвестиция в коммуникацию с вашим зрителем.
Если контент продает ваш продукт — самое время идти в продакшн.
Портфолио не всегда отражает талант человека, и не всегда это единственный показатель того, что подрядчик справится с вашей задачей.
Производить контент можно и в небольших бюджетах. Предположим, у нас свой бренд пальто в Москве — и нам нужно отснять новую коллекцию из десяти моделей. Если я сммщик или даже владелец бизнеса и беру организацию съемки на себя, минимальными расходами будут:
Разумеется, цена зависит от сложности производственного процесса и от чего-то можно отказаться: самый простой вариант — выйти на улицу в хорошую погоду и отснять пальто на девушке в репортажном стиле. Тогда из расходов останется только гонорар фотографа и модели.
Если же нам нужна продуктовая съемка — например, отснять баночки со смузи на цветных фонах, — достаточно будет заплатить фотографу и реквизитору, который поможет оформить кадр, и включить расход на аренду реквизита. Можно обойтись даже без аренды студии, если съемка будет в офисе клиента.
Очень многие агентства работают в таких бюджетах и делают такие продакшены под ключ — сюда добавится только гонорар продюсера, который организует весь процесс, и процент студии за то, что она взяла эту задачу в работу.
За одну смену (до 12 часов) можно отснять 10–15 сюжетов. Сюжет — это идея, микро-концепция кадра (например, модель в образе маляра), которую можно отснять с разных ракурсов, но наполнение будет одно и то же. Параллельно можно снимать несложные видеосюжеты — по каждому сюжету может появиться один-два ролика в стиле сторис.
На съемку полноценного видео нужна минимум одна смена — дальше все зависит от сложности сценария.
Да, можно — в будущем правильно отснятую базу продуктов удобно, например, использовать для создания рекламных имиджей, баннеров для наружной или таргетированной рекламы, плюс с ними легко работать графическим дизайнерам. Для крупного бизнеса это хороший вариант.
Представим, что мы — компания, которая продает бытовую технику. Если для фотобанка нужны просто макеты техники — съемку можно реализовать в несколько смен: доставить все товары в павильон, отснять на хромакее с разных ракурсов. Для такой съемки понадобится фотограф, осветитель, аренда студии, более сложный комплект техники (от 20 тыс. руб.), грузчики и ассистент.
Если бизнесу нужен сток не с макетами, а с людьми, — например, как холодильник встроен в реальную кухню и счастливый ребенок достает из него сок, — для такой съемки есть два формата.
Гонорар фотографа, оператора и всех причастных к такой съемке специалистов вырастет, если мы хотим, чтобы контент полностью принадлежал нам и будем отчуждать права, — в два-три раза, в зависимости от того, где будут использоваться кадры. Здесь подрядчик не пытается вас обмануть — это оплата полного объема прав.
Реализовать такую съемку с агентством будет еще дороже, потому что оно возьмет на себя весь цикл создания фотобанка под ключ, включая логистику, — но получится организованнее, качественнее и быстрее.
Третий выход — изменить визуальную концепцию
Глобально у брендов два пути: продолжить работать с фотографиями с помощью альтернативных стоков и собственного продакшна — или отказаться от фотографий. Но не для всех брендов это будет хорошим решением.
Для некоторых изображение — часть фирменного стиля, и без них бренд может отдалиться от потребителя: скажем, если ваша аудитория — люди в возрасте и картинки могут быть не настолько близки и понятны им, как живые фотографии. Или если вашей компании важно показывать прозрачность — так, компания Greenpeace может использовать стоковые фотографии, чтобы показать, например, тушение лесов, — но если в постах с отчетами о расходах фонда будут картинки, у пользователя может сложиться впечатление, что его деньги тратятся не на реальную помощь.