Джефф Безос объявил, что на посту гендиректора Amazon его сменит Энди Ясси. То, как основатель крупнейшего онлайн-ретейлера подошел к процессу передачи власти преемнику, может послужить уроком для руководителей других компаний. Вот 5 шагов, чтобы дать потенциальным лидерам проявить себя и выбрать лучшего, уходя на высокой ноте.
Урок 1
Определитесь с качествами, которыми должен обладать ваш преемник
Смена руководителя не должна плохо отразиться на компании. Поэтому первый шаг в выборе преемника — понять, какие качества от него потребуются, чтобы обеспечить рост бизнеса после вашего ухода. Если вы сами основали компанию и сделали её успешной, новый руководитель должен сохранить её культуру — иначе сотрудники потеряют мотивацию. В то же время вам не нужен преемник, который будет слепо копировать все ваши решения и действия.
Напротив, вашим идеальным преемником может оказаться тот, кто, подобно компаниям-имитаторам, копирующим чужие прорывные продукты (их называют fast followers), попытается быстро повторить ваш успех. А именно — увидит возможности для роста, разработает соответствующую стратегию, выберет талантливых сотрудников для её выполнения и будет спрашивать с них результат.
Именно такого преемника выбрал Сэм Уолтон, когда назначил главой сети Walmart Дэвида Гласса. Новый руководитель в 1987 году начал смещать стратегию ретейлера в сторону продовольственных товаров. К 2019 году компания превратилась в крупнейшего игрока этой отрасли на территории США. Гласс рассматривал продажу продовольственных товаров как возможность сэкономить время покупателей — теперь они могли делать все необходимые покупки в одном месте.
Гласс на своём примере показал, что нужно делать, если ты унаследовал руководство компанией от харизматичного основателя. Он скромно вёл за собой команду, не меняя заложенных фаундером принципов. В 2004 году Гласс так объяснил свой подход: «У большинства людей высокое самомнение, из-за чего они хотят выделиться на фоне харизматичного лидера, — и это создает проблемы. У меня никогда не было особого эго — поэтому я о таких вещах не переживаю. Мне больше по душе видеть, что мы движемся в правильном направлении, и быть частью команды победителей».
Урок 2
Начните готовить себе замену минимум за пять лет до ухода
Ваши сотрудники, клиенты и инвесторы должны принять смену руководства компании как должное. Вот почему своего преемника (особенно если речь идёт о публичной компании) нужно начать готовить заранее.
Много лет назад Безос назначил двух топ-менеджеров на ответственные должности. Джефф Уилки стал генеральным директором подразделения Worldwide Consumer, а Энди Ясси возглавил Amazon Web Services (AWS). Последний работал в компании с 1997 года, создал AWS и вывел этот сервис на лидерские позиции.
Когда в августе прошлого года Уилки объявил о своем скором уходе в отставку, я был в шоке. Сегодня, оглядываясь назад, становится понятно, что Безос уже тогда готовился оставить свою должность. Уилки просто проиграл борьбу за пост нового гендиректора Amazon.
Урок 3
Установите чёткие критерии для оценки кандидатов
Если вы уже определились с навыками, которые понадобятся будущему гендиректору компании, вам не составит труда установить критерии для выбора лучшего кандидата на эту должность.
Я не знаю, чем именно руководствовался Безос при выборе своего преемника. Но могу предположить, что его критерии были следующими:
Вы должны установить критерии и в соответствии с ними оценивать потенциальных преемников.
Урок 4
Делегируйте больше обязанностей, чтобы облегчить смену руководителя
Последние несколько лет Безос активно делегировал оперативные функции своим топ-менеджерам. По данным Wall Street Journal, он отказался от повседневной работы в Amazon ещё до того, как прошлой весной разразилась пандемия.
Правление компании стало энергичнее планировать возможную смену руководителя после того, как в 2003 году Безос пережил крушение вертолёта в Техасе. Назначив Уилки и Ясси руководителями подразделений по розничным продажам и операциям с облачными сервисами, глава Amazon посвятил себя новым продуктам — таким как провалившийся Amazon Fire Phone 2014 года и ставшая успешной смарт-колонка Echo.
Урок 5
Сделайте так, чтобы объявление о преемнике прошло без сбоев
Идеально объявить о смене гендиректора в тот день, когда ваша компания отчитается об очень хороших финансовых результатах. Будет ещё лучше, если её акции в результате скакнут вверх, — тогда инвесторы, узнав о вашем уходе, просто пожмут плечами.
Так и было, когда Безос объявил, что Ясси займёт пост гендиректора в конце этого года. Однако сам основатель компании не оставит её совсем. В качестве исполнительного председателя совета директоров Безос сможет работать над проектами, направленными на ускорение роста Amazon.