Как страна для ведения бизнеса, Франция — не самый очевидный выбор. В рейтинге Doing Business у нее лишь 32-е место (Россия находится выше — на 28-м). Да, французский рынок — один из крупнейших в Европе, но и конкуренция на нем очень жесткая. А еще французы — патриоты и при прочих равных скорее выберут в качестве поставщика местную, а не зарубежную компанию. Вот с чем еще придется столкнуться, если у вас все же есть причины запустить бизнес в этой стране.
Работать с французским бизнесом из России не получится — с вами могут подписать разве что NDA (соглашение о неразглашении). Для всего остального понадобится открыть офис во Франции — эдакую «операционную компанию», которая будет нанимать людей, заключать контракты и принимать деньги от клиентов.
Первым делом нужно завести расчетный счет в банке. На этот этап следует закладывать не меньше четырех месяцев. Кредитные организации во Франции «исповедуют» принцип KYC (от английского know your customer — знай своего клиента) и долго, с пристрастием проверяют обратившихся за услугой. При этом легко могут отказать.
Во Франции нужно быть готовым к «прозрачности». Например, данные о количестве денег на счету компании — публичные. И если вы занимаетесь b2b-продажами, а на вашем счету меньше €400 тыс., велика вероятность, что сделка не состоится. Попытки объяснить, что компания хранит деньги в российском банке, вряд ли кого-то убедят. Вас обязательно спросят: «А почему вы не держите их во Франции?» Для французов принципиально, чтобы деньги, которыми обеспечивается обоснование контракта, находились именно во французском банке.
Вести бизнес во Франции не только трудно, но и дорого. Например, эта страна «славится» своими высокими налоговыми ставками. Налог на прибыль (impôt sur les sociétés) составляет треть — 33,33%.
Съем жилья, аренда офиса, зарплаты сотрудников — за всё придется платить в среднем в три раза больше, чем в Москве. Скажем, помещение площадью 30 м² в оживленном 11-м округе Парижа обойдется вам в €3,5 тыс. в месяц. В Москве аналогичный офис можно снять за 65 тыс. рублей (около €940) — разница очевидна.
Зарплатные ожидания французских работников тоже в среднем втрое выше, чем у российских. Так, специалисты отдела продаж во Франции получают от €3 тыс. В Москве аналогичного сотрудника можно нанять за 80 тыс. рублей (около €1,1 тыс.).
Кстати, на поиск хороших местных специалистов следует закладывать как можно больше времени (вплоть до полугода). Французы, скажем так, не горят желанием работать в российских стартапах, но можно привлечь их интересными задачами. А еще следует помнить, что жители этой страны очень любят свой родной язык и предпочитают, чтобы с ними говорили по-французски (плюс ко всему, далеко не все сносно знают английский). Поэтому, если вам предстоят деловые встречи и контакты с местными бизнесменами, позаботьтесь о том, чтобы в вашей компании работали франкоговорящие сотрудники (и лучше, если они будут французами).
«Русский» деловой стиль не подходит для Франции. Во-первых, не стоит слишком серьезно относиться к внешнему виду — своему и партнеров. В России на бизнес-встречи принято надевать «лучший» костюм и дорогие часы, а во Франции — удобную рубашку и джинсы. Там норма — миллиардер, разъезжающий на электрическом скейте в шортах и футболке.
Во-вторых, не спешите на деловой встрече приступать к обсуждению «дел». Как ни парадоксально это прозвучит, во Франции принято говорить собственно о бизнесе лишь на второй встрече. На первой — будущие партнеры лучше узнают друг друга. Но если после встречи с разговорами «ни о чем» вас пригласили в офис на чашку кофе — это сигнал, что с вами хотят обсудить дела.
Иначе во Франции выглядит и деловая переписка. Партнеры сначала спросят, «как ваши дела», расскажут какую-нибудь новость, похвалят вас и только потом, как бы между прочим, добавят: «Кстати, вы просили файл. Прикладываю его к письму». Тогда как в России может быть нормой послание вроде «Добрый день! Файл во вложении».
В новой стране проще начать работать «из акселератора». Например, французский Lafayette Plug and Play принимает к себе стартапы и уже действующие компании из сегмента розничной торговли. Особенность этого акселератора в том, что он не инвестирует деньги. Участники слушают лекции от лучших экспертов в своих областях, получают менторскую поддержку и находят клиентов из числа корпоративных спонсоров акселератора.
Попасть в Lafayette Plug and Play очень сложно: туда берут по одному стартапу из сегмента. Если в портфеле акселератора присутствует ваш прямой конкурент — готовьтесь к худшему. Но даже если «место в сегменте» свободно, обойти других претендентов бывает непросто — как правило, это зрелые и топовые стартапы, которые уже привлекли от $15 млн до $45 млн инвестиций. Да и конкурс огромный: в 2019 году на него подались около 500 компаний, а прошли только 17. И всё же попытать счастья определенно стоит — без акселератора зайти на французский рынок будет еще сложнее.