Журнал

Алексей Ивановский создал приложение для развития креативности. Одни сравнивают его с TikTok, другие называют развивашкой для своих. Есть ли у него будущее?

Алексей Ивановский
создал приложение для развития креативности. Есть ли у него будущее?

Рубрики

О журнале

Соцсети

Напишите нам

Разобраться

Увидеть Париж и не умереть: как устроен бизнес во Франции

Увидеть Париж и не умереть: как устроен бизнес во Франции
Station F, крупнейший в мире кампус для стартапов. Париж, Франция. Фото: Christophe Morin/Bloomberg via Getty Images

Как страна для ведения бизнеса, Франция — не самый очевидный выбор. В рейтинге Doing Business у нее лишь 32-е место (Россия находится выше — на 28-м). Да, французский рынок — один из крупнейших в Европе, но и конкуренция на нем очень жесткая. А еще французы — патриоты и при прочих равных скорее выберут в качестве поставщика местную, а не зарубежную компанию. Вот с чем еще придется столкнуться, если у вас все же есть причины запустить бизнес в этой стране.

Где деньги?

Работать с французским бизнесом из России не получится — с вами могут подписать разве что NDA (соглашение о неразглашении). Для всего остального понадобится открыть офис во Франции — эдакую «операционную компанию», которая будет нанимать людей, заключать контракты и принимать деньги от клиентов.

Первым делом нужно завести расчетный счет в банке. На этот этап следует закладывать не меньше четырех месяцев. Кредитные организации во Франции «исповедуют» принцип KYC (от английского know your customer — знай своего клиента) и долго, с пристрастием проверяют обратившихся за услугой. При этом легко могут отказать.

Во Франции нужно быть готовым к «прозрачности». Например, данные о количестве денег на счету компании — публичные. И если вы занимаетесь b2b-продажами, а на вашем счету меньше €400 тыс., велика вероятность, что сделка не состоится. Попытки объяснить, что компания хранит деньги в российском банке, вряд ли кого-то убедят. Вас обязательно спросят: «А почему вы не держите их во Франции?» Для французов принципиально, чтобы деньги, которыми обеспечивается обоснование контракта, находились именно во французском банке.

Дорогая страна

Вести бизнес во Франции не только трудно, но и дорого. Например, эта страна «славится» своими высокими налоговыми ставками. Налог на прибыль (impôt sur les sociétés) составляет треть — 33,33%.

Съем жилья, аренда офиса, зарплаты сотрудников — за всё придется платить в среднем в три раза больше, чем в Москве. Скажем, помещение площадью 30 м² в оживленном 11-м округе Парижа обойдется вам в €3,5 тыс. в месяц. В Москве аналогичный офис можно снять за 65 тыс. рублей (около €940) — разница очевидна.

Зарплатные ожидания французских работников тоже в среднем втрое выше, чем у российских. Так, специалисты отдела продаж во Франции получают от €3 тыс. В Москве аналогичного сотрудника можно нанять за 80 тыс. рублей (около €1,1 тыс.).

Кстати, на поиск хороших местных специалистов следует закладывать как можно больше времени (вплоть до полугода). Французы, скажем так, не горят желанием работать в российских стартапах, но можно привлечь их интересными задачами. А еще следует помнить, что жители этой страны очень любят свой родной язык и предпочитают, чтобы с ними говорили по-французски (плюс ко всему, далеко не все сносно знают английский). Поэтому, если вам предстоят деловые встречи и контакты с местными бизнесменами, позаботьтесь о том, чтобы в вашей компании работали франкоговорящие сотрудники (и лучше, если они будут французами).

Душевные люди

«Русский» деловой стиль не подходит для Франции. Во-первых, не стоит слишком серьезно относиться к внешнему виду — своему и партнеров. В России на бизнес-встречи принято надевать «лучший» костюм и дорогие часы, а во Франции — удобную рубашку и джинсы. Там норма — миллиардер, разъезжающий на электрическом скейте в шортах и футболке.

Во-вторых, не спешите на деловой встрече приступать к обсуждению «дел». Как ни парадоксально это прозвучит, во Франции принято говорить собственно о бизнесе лишь на второй встрече. На первой — будущие партнеры лучше узнают друг друга. Но если после встречи с разговорами «ни о чем» вас пригласили в офис на чашку кофе — это сигнал, что с вами хотят обсудить дела.

Иначе во Франции выглядит и деловая переписка. Партнеры сначала спросят, «как ваши дела», расскажут какую-нибудь новость, похвалят вас и только потом, как бы между прочим, добавят: «Кстати, вы просили файл. Прикладываю его к письму». Тогда как в России может быть нормой послание вроде «Добрый день! Файл во вложении».

Лайфхак для стартапа

В новой стране проще начать работать «из акселератора». Например, французский Lafayette Plug and Play принимает к себе стартапы и уже действующие компании из сегмента розничной торговли. Особенность этого акселератора в том, что он не инвестирует деньги. Участники слушают лекции от лучших экспертов в своих областях, получают менторскую поддержку и находят клиентов из числа корпоративных спонсоров акселератора.

Попасть в Lafayette Plug and Play очень сложно: туда берут по одному стартапу из сегмента. Если в портфеле акселератора присутствует ваш прямой конкурент — готовьтесь к худшему. Но даже если «место в сегменте» свободно, обойти других претендентов бывает непросто — как правило, это зрелые и топовые стартапы, которые уже привлекли от $15 млн до $45 млн инвестиций. Да и конкурс огромный: в 2019 году на него подались около 500 компаний, а прошли только 17. И всё же попытать счастья определенно стоит — без акселератора зайти на французский рынок будет еще сложнее.