Только конкретика, только хардкор: чего на самом деле хотят инвесторы

Только конкретика, только хардкор: чего на самом деле хотят инвесторы
Иллюстрация: Наташа Джола

Привлечение капитала занимает по меньшей мере несколько месяцев, и прежде чем будет принято решение о финансировании, стартаперу предстоят три-четыре встречи с каждым потенциальным инвестором. На встречах желательно показать, что бизнес уверенно движется к поставленной цели, и отчитаться о пройденных ключевых этапах — и в финансах, и в разработке.


Понятные, измеримые результаты с самого начала формируют деловую репутацию, которая еще не раз послужит стартапу в дальнейшем. Даже если инвестору понравилась  идея стартапа и бизнес-модель, ему нужно убедиться, что команда способна ее реализовать, а у фаундера хватит лидерских способностей. Чтобы потенциальный инвестор стал реальным, нужно показать, что стартап добьется поставленной цели и без дополнительного финансирования.

Нужно следить, выполняет ли ваш стартап свой план. Тут поможет регулярное измерение результатов, особенно интересующих потенциальных инвесторов в первую очередь — то есть уменьшающих риск и увеличивающих ценность продукта.


Снижаем риски, сверяемся с планом

Этапы работы над продуктом в стартапе


1.

Разработка концепции.


2.

Демонстрация концепции.


3.

Опытный образец.


4.

Альфа-фаза: продукт готов к демонстрации в лабораторных условиях, но не к релизу для клиентов.


5.

Бета-фаза: продукт готов к испытаниям в выборке клиентов, но не готов к запуску в производство.


6.

Минимально жизнеспособный продукт: готов к продаже в некоторых сегментах и отлично подходит для получения обратной связи с целью дальнейшей доработки.


7.

Продукт в массовом производстве с широкой клиентской базой.


Стадии проверки бизнес-модели:


1.

Бездоходный период.


2.

Доходы на цели развития: средства, полученные за консалтинг, единовременную разработку или исследования для стратегических партнеров, которые полностью реинвестируются в бизнес.


3.

Гранты: правительственное финансирование.


4.

Выручка от продажи начального продукта одному клиенту.


5.

Выручка от продажи продукта нескольким клиентам (диверсификация клиентской базы); на этом этапе инвесторы могут оценить такие ключевые показатели, как стоимость приобретения клиента, пожизненная ценность клиента, отток клиентов и ежемесячный регулярный доход.


6.

Выручка от продажи продукта нескольким клиентам в разных сегментах рынка (диверсификация рынка).


7.

Выручка от продажи дополнительных продуктов (диверсификация продукта).


Стоп-лист инвесторов


Риск, связанный с продуктом

Вы успешно выпустили продукт, который работает так, как вы задумали и как того хочет клиент.

Рыночный риск

Вы подтвердили реальный и потенциальный объем целевого рынка путем привлечения критической массы покупателей.

Продуктово-рыночный риск

Вы подтвердили вашу бизнес-модель через достижение пороговых значений выручки, валовой и операционной прибыли.

Конкурентный риск

Вы показали, что способны обойти конкурентов и устойчивы к появлению новых продуктов и участников на вашем рынке.

Эксплуатационный риск

Вы смогли масштабировать выпуск продукции, сохраняя качество и надежность. Жалобы клиентов немногочисленны и не сказываются на продажах.

Правовой риск

Вы столкнулись с судебным иском, но успешно минимизировали ущерб.

Риск защиты интеллектуальной собственности

Вы надежно защитили свое ноу-хау патентами, соглашениями о неразглашении и товарными знаками.

Риск, связанный с наймом

У вас продуманная кадровая политика, вы соблюдаете трудовое законодательство, учитываете риск защиты интеллектуальной собственности при составлении контрактов и проводите качественное обучение.

Командный риск

У вас сильная команда, обладающая необходимым опытом, и надежные консультанты.