Как ошибался основатель TOPGUN Алексей Локонцев. Отрывок из его новой книги

Как ошибался основатель TOPGUN Алексей Локонцев. Отрывок из его новой книги

Как ошибался основатель TOPGUN Алексей Локонцев. Отрывок из его новой книги.

Алексей Локонцев развил успешную сеть барбершопов TOPGUN, в течение всего 5 лет открыв несколько сотен салонов по всей России. Он описал свой предпринимательский опыт в книге «TOPGUN. История одного мирового бренда». Книгу издает продюсерский центр Bookwings. Inc. публикует главу «Мои факапы» (с сокращениями).

Клип Элджея

Красивые девушки восточной внешности, одетые как японские школьницы, лежат в лужах крови. Между ними ходит фотограф-криминалист и делает снимки. Следующий кадр: ночной клуб, эти же девушки — пока еще живые — танцуют, а на диване сидит молодой блондин в компании парочки дам. Сцены живые-мертвые между собой перемежаются, в конце наступает развязка-разгадка: в клуб приходит покинутая пассия мажора и устраивает там все то, что ты видел в «Убить Билла» Квентина Тарантино.


«Вокруг одни идиоты и светодиоды,

Я пью черную воду и алкоголь…»

Сингл Элджея (который и играл мажора) под названием «Минимал» быстро стал популярным. Понравился он и мне, но не музыкой и стихами — хотя они неплохие, — а фразой про черную воду. Мой маркетинговый мозг послал тут же сигнал: звони менеджеру Элджея и договаривайся о коллаборации, — если на сингл еще нет клипа, пусть снимают и светят там твой продукт.

Черная вода Cosmos содержит гуминовый комплекс, полезный для здоровья. Интересная технология, отличный дизайн, прямо в мою тему ЗОЖ, которую я стараюсь продвигать. Я купил у канадской компании все необходимые разрешения и стал продавать Cosmos в России, в том числе в TOPGUN. «Минимал» с ненавязчивой нативкой был бы очень в тему.

Менеджер Элджея назвал мне цену «коллаборации» в 1 млн руб., что превращало ее в обыкновенный продакт-плейсмент, почему я и беру это слово в кавычки. Ценник показался мне великоват, я предложил 500 тыс. руб.

В итоге сошлись на такой формуле: я плачу пятихатку и потом за каждый 1 млн просмотров на Youtube доплачиваю по сотне, но при этом общая сумма не должна превышать 1 млн руб. За свои деньги я, стало быть, покупаю 5 млн рекламных контактов, ну а то, что свыше, идет уже как бы бонусом. С их стороны было важное условие: они светят воду очень ненавязчиво, — «Мы не хотим, как Тимати, который носился со своим Bork».

В день премьеры «Минимал» с легкостью превысил максимум, набрав 7 млн просмотров. И я по договору заплатил все причитающиеся Элджею и его команде деньги.

Количество рекламных контактов, которые я получил, спустив стоимость хорошей машины, — ровно ноль. Если ты увидишь в клипе «Минимал» черную воду, я буду счастлив. На доли секунды мелькает какая-то неопознанная жидкость, которую легко принять за колу или, простите, темный квас. Ни логотипа, ничего. Просто девочка проходит куда-то мимо с черным бокалом.

Эти доли секунды — самые дорогие мгновения в моей жизни.


Урок

Если ты платишь за рекламу — коллаборация ли это или что-то другое, — всегда четко прописывай в договоре, как, где и когда будет показан твой продукт. Обязательно должен быть виден логотип или узнаваемый дизайн. Финальную версию проверяй лично, а не «радуйся» ей вместе с остальными зрителями уже после того, как она вышла и тебе остается только фиксировать убытки.

Свадебный бизнес

Было в свадебном бизнесе у меня два партнера. Как-то раз мы решили занять на развитие у одной предпринимательницы круглую сумму в евро. Круглой она была еще до валютного кризиса 2014 года, а после него и вовсе прибавила в «размерах» в 2 раза.

На встречу с кредитором мы должны были приехать все втроем, но доехал только я. И только моя подпись стоит под распиской о том, что в такой-то срок Алексей Локонцев должен вернуть гражданке такой-то €70 тыс.

Кризис утопил свадебный бизнес и одновременно превратил евродолг почти в 5 млн руб., которых у меня не было. Почему «у меня», ведь занимали вроде как втроем? Вот так устроены люди: пока прибыль шла, мы ее делили на троих, а когда пошли убытки, мои партнеры мне сказали: «Лех, ну там же твоя подпись стоит? Тебе и отдавать».

Дама не стала долго ждать и прислала ко мне нескольких плохо подстриженых ребят с суровыми лицами и стертыми костяшками пальцев. Им было о чем поговорить со мной — с парнем, который вырос в городе, где было специально обустроенное и регулярно пополнявшееся молодежное кладбище. Я объяснил, что деньги, разумеется, верну — но тогда, когда смогу, а не тогда, когда они этого хотят.

Свое обещание я сдержал, — правда, по моей информации, до самого кредитора бабки так и не дошли. Чем я, к слову, не опечален.


Урок

Не делай так, как поступил я, никогда.

Отбеливание зубов

Мой очередной очевидный просчет — проект Crystal Lab. Ко мне пришел Константин, владелец салона по отбеливанию зубов. Помоги, говорит, упаковать франшизу, но денег у меня нет. Договорились так: я забираю 30 % бизнеса и делаю ему дизайн и все остальное по развитию бренда — а он занимается непосредственно управлением и продажами.

Предварительно я посмотрел на его оборот. 900 тыс. руб. в месяц для салона по отбеливанию зубов я счел хорошим результатом — и купился на эту красивую цифру. Я не принял во внимание даже показания собственной жены Ани, которая сходила туда на разведку и доложила, что второй раз она бы туда не пошла. И уровень услуг, и сервис были слабоваты, туалет — плохо вычищен, а это само по себе показатель, что владелец относится к своему заведению спустя рукава.

Над упаковкой франшизы работала моя команда, и две сотрудницы моей управляющей компании захотели в нее вписаться, став франчайзи. Они арендовали 100 квадратов в московском «Вегасе» и перечислили Косте деньги, чтобы он купил необходимое оборудование. Тут-то и выяснилось самое интересное.

Костя ничего не купил, а все деньги вложил в рекламу в Instagram. Как оказалось, он так делал всегда: вбухивал по полмиллиона в продвижение — и получал клиентов на 900 тыс. руб. в месяц. Вот откуда у него оборот-то был.

Но клиенты все были одноразовые: пришли, им не понравилось, они ушли и больше никогда не вернулись. Выручка есть — а прибыли нет. Я ему сказал, чтобы он снизил вложения до 150 тыс. руб, и бизнес предсказуемо загнулся. Точнее, бизнеса, как такового, там и не было.

Костя между тем успел продать еще 3 франшизы — разумеется, с тем же исходом. Не знаю, как он решил с остальными партнерами, но с моими девчонками он так ничего и не разрулил. Теперь мы сами выпутываемся из всей этой истории, создавая в «Вегасе» салон эстетических услуг с расширенным перечнем различных сервисов.


Урок

Пока нет 5 исправно работающих отдельных точек — нет сети. Соответственно, не надо делать франшизу. Одна точка — не показатель.

Торговые центры

Значительная часть TOPGUN находится в торговых центрах, которым мы платим за аренду. Договор у каждого центра свой, со всеми подводными камнями и течениями, которые при невнимательном к ним отношении могут затянуть на дно.

Я очень не люблю читать договоры. Думаю, что ровно те условия, о которых мы договорились понятийно, и будут прописаны в том варианте, который мне приходит на согласование. Вернее, так было раньше, до одного случая.

С торговым центром «Макси» в Туле мы решили следующим образом: я плачу в месяц минимум 70 тыс. руб., а максимум — 15 % от оборота, включая дополнительные траты. Договор подписали, начали работать, замечаю, что платим мы как-то много: при обороте в 1 млн руб. аренда — не 150 тыс., а 250 тыс. руб.

Оказывается, в договоре, который я не читал, но подписал, мой платеж разбивался на несколько частей:

— арендная ставка — 30 тыс. руб.;

— эксплуатационные расходы — 30 тыс. руб.;

— маркетинг — 10 тыс. руб.

Плюс к этому:

— НДС 20 %;

— электричество — около 12 тыс. руб.

Я еще как-то мог бы понять НДС и электричество и даже с этим согласиться — но откуда взялось остальное? С помощью такой хитрой схемы и получается, что я плачу столько, сколько плачу, а не ту сумму, о которой мы договорились на словах.

Читаем договор дальше. Выясняется, мало того что он заключен на 11 месяцев и в одностороннем порядке продлевается до 3 лет, так еще и арендодатель имеет право менять условия, как и когда захочет. Расторжение возможно с нашей стороны только через суд, но тут не подкопаешься — условия договора «Макси» не нарушает.

Я попытался обсудить это с менеджерами «Макси», но они продолжили меня удивлять с отрицательной стороны: либо нужного человека нет на месте, либо он есть, но неадекватен, либо наблюдается полная несогласованность действий. И постоянно отправляют к руководству компании в Вологду.

В итоге я принял решение закрыть точку. Посмотрим, может, со временем сделаю свой торговый центр и закроем этот «Макси», как закрыли множество точек конкурирующих сетей барбершопов.


Урок

Всегда читайте договоры и настаивайте на том, чтобы в юридической логике была отражена именно та логика, которую вы обсуждали. Если 15 % — значит 15 % по схеме «Все включено», в том числе расходы, которые несет торговый центр (и без всяких сложных щей).