На протяжении двух дней CEO Facebook упорно держался за свои набившие оскомину тезисы, доходил до абсурда, пытаясь доказать что не знал, как работает его соцсеть, а каждый свой ответ старательно начинал с официального обращения «Сенатор». За эти два дня никому так и не удалось его подловить — по понятным причинам.
Политики, чтобы выглядеть пожестче, перебивали Цукерберга на полуслове — тем самым помогая ему держать язык за зубами. Задавали ему вопросы, которые вроде как должны были стать для Цукерберга ловушками, — но не стали. Продемонстрировали глубокое непонимание того, как работает Facebook в частности и интернет вообще — и позволили Цукербергу, не выходя из зоны комфорта, выдавать в ответ шаблонные заготовки типа «Сенатор, на самом деле Facebook не продает никому данные пользователей».
Разумеется, на фоне сенсационной новости о том, что компания Cambridge Analytica, консультировавшая во время выборов Дональда Трампа, получила доступ к профилям 87 млн пользователей соцсети, сенаторы сосредоточились на вопросах о политике приватности. Но Facebook — не единственная компания, которая сгребает все данные потребителей, до которых может дотянуться: Google собирает еще более чувствительную информацию (если кто-то хочет узнать, не является ли его прыщик симптомом венерического заболевания, он идет в поисковик, а не пишет статус в соцсети), Apple отслеживает геолокацию вашего iPhone и знает, куда вы собираетесь, еще до того как вы сели в машину, а Amazon может в буквальном смысле подслушивать, что происходит у вас в гостиной или спальне, — если вы поставили там смарт-динамик Echo.