Творческий эгоизм: не нужно жертвовать собой, чтобы создать великую компанию

Творческий эгоизм: не нужно жертвовать собой, чтобы создать великую компанию
Фото: Justin Sullivan / Staff

Что вы почувствуете, оглянувшись на прожитые годы в самом конце жизни? Подумайте, что было действительно важно для вашей жизни и для бизнеса. Это помогает предпринимателям сосредоточиться на своих потребностях, говорит тренер по стратегическому планированию Лэнни Гудман. Он уверен: удовлетворение этих потребностей — «творческий эгоизм» — ведет к успеху в бизнесе. Вот почему предприниматель должен быть эгоистом и как правильно удовлетворять собственные потребности, чтобы от этого выигрывал бизнес.


Помните, что это ваш бизнес


Эгоизм обычно порицают, но предпринимателю он необходим. Гудман (он сам долго занимался бизнесом) рассматривает компании как системы «обоснованных интересов» сотрудников, клиентов, инвесторов и поставщиков. Учредители зачастую жертвуют своими интересами — как они считают, ради бизнеса. На самом деле, наоборот, если интересы основателя компании не удовлетворены, это чаще всего приводит к краху бизнеса.


Когда бизнес управляет вами


По иронии судьбы, люди, которые начинают бизнес, чтобы стать хозяевами своей жизни, рано или поздно понимают, что их хозяином стал бизнес с его бесконечно растущими потребностями. Да, первые несколько лет почти наверняка придется работать на износ, говорит Гудман. Но жить в таком режиме постоянно нет никакого смысла.

«Я знаю слишком многих предпринимателей, которые продолжают участвовать в бешеной гонке, хотя могли отойти от дел еще 10-20 лет назад и жить в свое удовольствие, — говорит Гудман. — Им стоит подумать, как применить свои способности, чтобы наконец насладиться плодами этого тяжелого труда».

Гудман призывает предпринимателей изначально строить бизнес так, чтобы он не поглотил их полностью. Лаура и Пит Вакман, основатели Great Harvest Bread Co., организовали дело таким образом, что могут путешествовать три месяца в году, и эта стратегия почти четверть века защищает их от выгорания. Эрик Джексон, основатель Jackson Kayak, работает в своем доме на колесах, путешествуя по рекам страны. Кочевой образ жизни помогает ему находить новых клиентов и блестящие идеи для продуктов.


Четыре важных вопроса, которые надо задать себе


1.

Что мне нужно, и чего я хочу от жизни?

2.

Как мой бизнес поможет мне в этом?

3.

Как бы выглядела такая компания?

4.

Как мне сделать мою компанию такой?

Клиенты Гудмана рисуют шкалу времени — прошлое и будущее. В левой части шкалы указаны важнейшие люди и события, которые сильнее всего повлияли на предпринимателя и продолжают определять его решения. Справа от настоящего момента отмечены люди и события, которые могут способствовать успеху в будущем.

Упражнение помогает предпринимателям понять, что для них действительно важно. Некоторые отмечают материальные достижения («Моя компания входит на биржу», «Я покупаю Porsche Carrera»), но это скорее исключение, чем правило. «Когда мы думаем о последних минутах жизни, большинство из нас понимает, что действительно имеет значение: любовь, дружба, помощь ближнему и стремление изменить мир к лучшему», — говорит Гудман.


Ваше идеальное будущее


Предпринимателям свойственно стремление изменить мир к лучшему. Многие включают в линию будущего какие-то хорошие поступки, положительно влияющие на жизнь других. Достижения такого рода вызывают чувство удовлетворенности собственной жизнью, говорит Гудман.

После того как предприниматели определяют свои потребности, Гудман помогает разработать бизнес-план для их осуществления. Как правило, все сводится к балансу времени и денег. «Главное здесь — ресурсы», — говорит Гудман. Вы должны окружить себя талантливыми подчиненными, чтобы освободить время для действительно важных задач и более глубокой, насыщенной жизни.