«Умная» одежда, самообслуживание туристов и сюжеты от зрителей: как технологии изменят бизнес в 2019 году

«Умная» одежда, самообслуживание туристов и сюжеты от зрителей: как технологии изменят бизнес в 2019 году
Фото: SeongJoon Cho/Getty Images

Новые технологии уже совершают тектонические сдвиги в бизнесе: меняются способы потребления и экономические модели, появляются новые отрасли и революционные продукты. В наступающем году эти процессы продолжатся. Растущие технологические тренды окажут большое влияние на сферу финансов и ретейл, туристическую и медиаиндустрию, систему здравоохранения и спорт. Президент международной консалтинговой компании DataArt Евгений Голанд рассказывает, к чему приведет открытие API-доступа к банковским счетам, как развитие голосовых помощников повлияет на путешествия и благодаря чему очереди на проведение хирургических операций значительно сократятся.


Финансы: открытые API и криптовалюты


В индустрию финансов наконец приходит настоящая цифровизация. Происходит это благодаря международным инициативам в области открытого банковского обслуживания — теперь авторизованные финтех-компании получают API-доступ к банковским счетам клиентов. А значит, в банковском деле, страховании и управлении инвестициями станут гораздо чаще появляться омниканальные продукты и услуги. Сейчас мы только в начале этого пути, но значение момента не стоит недооценивать.

В 2019 году продолжит набирать обороты криптовалютный бум. Все больше финансовых организаций будут развивать сопутствующие сервисы — от обмена цифровых валют до контрактов на деривативы. Внебиржевая торговля криптоактивами продолжит свой стремительный взлет, а распорядители будут все чаще добавлять их в свои портфели.

В то же время технология распределенного реестра в блокчейне позволит сократить затраты на трудоемкие и подверженные ошибкам процессы вроде расчетов, сверок и документарных операций.


Здравоохранение: AI и телемедицина


Если использование искусственного интеллекта в банковской сфере уже становится общим местом, в здравоохранении этот процесс только начинается. В грядущем году AI-технологии будут в центре внимания как инвесторов, так и врачей, а проекты с использованием ИИ станут переходить от стадии тестирования к практической интеграции.


Алгоритмы продолжат развиваться, станут быстрее и точнее. AI-технологии все чаще будут применять в реальных сценариях (сейчас решения на основе ИИ интегрировали в свои процессы лишь отдельные фармкомпании, остальные ограничиваются пилотными проектами).


По мере развития больших данных мы увидим первые развертывания AI-решений, действительно способных спасать человеческие жизни.

Еще один «горячий» сегмент здравоохранения — телемедицина. Хотя в России и ряде других стран ее правовой статус все еще не определен, в целом телемедицинские услуги станут более доступными. В 2019 году развитие своих систем начнут сразу несколько компаний, к ним сможет обратиться большое количество людей, — это повлияет на стандарты здравоохранения, а очереди на проведение хирургических операций значительно сократятся.


Медиа и развлечения: сценарии от зрителей и распознавание музыки


В 2018 году Netflix предложила зрителям самостоятельно создавать сюжетные линии и выбирать варианты сценариев для сериала «Черное зеркало». Вполне вероятно, что эта революционная технология станет основой работы индустрии развлечений. Подход «выбери свое собственное приключение» (когда зритель может влиять на ход сюжета) опробуют на различных целевых группах — поклонниках разных жанров.

В спортивном секторе появятся новые сервисы для болельщиков. В США продолжит стремительное развитие легализованный рынок азартных игр, он набирает обороты за счет увеличения числа штатов, узаконивших спортивные ставки.

«Умная» спортивная форма и экипировка, искусственный интеллект, компьютерное зрение, дополненная (и виртуальная) реальность — все эти технологии окажут большое влияние на спорт. Изменения затронут не только способы просмотра спортивных событий, но и выступления самих спортсменов. Мы увидим развитие концепции спорта будущего, основанной на обработке больших объемов данных.

Музыкальная индустрия пытается решить давно накопившиеся проблемы вроде устаревших бизнес-моделей и недостатка добавленной стоимости. Очевидно, технологические инновации лягут в основу новых способов извлечения дохода и сбора данных, а также обеспечат прозрачность всех процессов.

Широкое внедрение технологии распознавания музыки (MRT) станет следующим этапом на пути к справедливому распределению прибыли в индустрии. Появление новых музыкальных форматов (VR-запись концертов и музыка, созданная средствами AI) потребует постоянной модернизации законов об авторском праве и систем управления правами.


Путешествия: самообслуживание и голосовое сопровождение


Главный потребительский тренд последних лет — стремление людей во всем мире путешествовать самостоятельно. В туриндустрии продолжится бурное развитие решений для самообслуживания. Большое влияние на отрасль окажут технологии, позволяющие клиенту совершать любые транзакции без взаимодействия с сотрудником компании, которая его обслуживает. На новый виток развития в туриндустрии могут выйти технологии голосового сопровождения. Развитие мобильных технологий и решений для «умного» дома уже привело к тому, что интеллектуальный помощник с функцией распознавания речи стал для многих обыденным явлением. Большая популярность этой технологии позволяет эффективно задействовать ее в сфере путешествий. Современные потребители особенно ценят удобство и скорость, поэтому голосовое сопровождение станет ключевым компонентом развития отрасли.


Ретейл и дистрибуция: мультиканальность и персонализация


В 2019 году ретейлеры продолжат развивать мультиканальность: товары можно будет купить через интернет, мобильные устройства, в офлайн-магазинах и т. д.

Благодаря внедрению 5G, станет набирать обороты развитие персональных голосовых помощников. Это приведет к еще более быстрому росту голосовой коммерции: большинство компаний сосредоточат свои усилия на развитии технологии распознавании голоса, отодвинув распознавание изображений на задний план.


Персонализация выйдет на новый уровень с акцентом на использование AI и аналитику исторических данных продаж. Потребители по-прежнему хотят сделать опыт покупок глубоко личным. Ретейлеры смогут повысить эффективность поиска целевой аудитории, анализировать поведение потребителей, их предпочтения, потребности, состояние здоровья и многое другое.


Чтобы повысить лояльность потребителей, ретейлеры станут внедрять технологии распознавания лиц для запоминания клиентов, отслеживания возвращающихся покупателей и улучшения качества обслуживания. Вполне возможно, уже в 2019 году новые технологические решения позволят также сканировать прохожих и показывать им на рекламных щитах и цифровых вывесках персонализированную рекламу.