В погоне за цифрой: как бизнесу подготовиться к диджитал-трансформации раньше конкурентов

В погоне за цифрой: как бизнесу подготовиться к диджитал-трансформации раньше конкурентов
Фото: Peter Macdiarmid / Stringer Editorial via Getty Images

Цифровизация кардинально меняет бизнес-процессы, общественное устройство, и, в конечном счете, жизнь миллионов людей. В конкуренцию за успешную диджитал-трансформацию вступают не только компании, но и целые страны. Включилась в эту гонку и Россия, где уже действует соответствующая госпрограмма. Генеральный директор фонда «Росинфокоминвест» (финансирует конкурентоспособные российские проекты в сфере IT) Павел Родионов рассказывает, как компаниям подготовиться к всеобщему переходу на цифру и какие риски поджидают бизнес на этом пути.


Вырасти на цифре


При правильном подходе новые технологии несут серьезные конкурентные преимущества. Яркий пример – британская компания DeepMind, создавшая знаменитую программу AlphaGo (она обыграла в го лучших игроков мира). Ее купила корпорация Google за сумму около $600 млн вовсе не для того, чтобы поиграть в древнюю восточную игру. Основанные на нейронных сетях технологии DeepMind позволили поисковику до 40% сократить затраты на электроэнергию для охлаждения дата-центров и получить значительный экономический эффект.

Цифровизация позволяет добиваться активного роста и игрокам традиционных рынков, вовремя освоившим новые технологии. В 2017 году в Шанхае запустили первый в Азии терминал для морских грузов, полностью управляемый искусственным интеллектом (там также используют GPS-позиционирование, беспилотный кран и другие новые разработки). Все это позволило повысить эффективность терминала на 30% (и сократить персонал на 70%).

Значительные перспективы открывает цифровизация и в отраслях, которые, на первый взгляд, кажутся достаточно консервативными, например в сфере управления персоналом. Польский рекрутинговый холдинг Grupa Pracuj еще несколько лет назад начал использовать большие данные: алгоритмы прогнозируют готовность человека поменять работу еще до того, как он сам об этом задумается. В прошлом году компания получила инвестиции в размере $95 млн, эта сделка вошла в топ-10 крупнейших на HR-рынке за последние 5 лет. Другой успешный пример из сферы HR — американский стартап по разработке чат-бота Mya, получивший $30 млн инвестиций. Основанный на технологиях искусственного интеллекта, бот берет на себя наиболее трудоемкую работу — первичный контакт с кандидатом, анализ его профиля, отсев и т. д. Это позволяет существенно повысить эффективность работы рекрутера (по статистике проекта — в среднем на 38%).


Проверка на зрелость


Стремительный рост цифровых технологий заставляет весь бизнес (а особенно — крупных лидеров в традиционных секторах задумываться о траекториях дальнейшего развития. В 2018 г. Forbes опросил руководителей наиболее успешных компаний, чья прибыль благодаря диджитал-трансформации выросла на 7% и более. У этих компаний обнаружилась одна общая характеристика: все они определили цели и преимущества от внедрения новых технологий и системно реализуют намеченную стратегию (несмотря на длительный период возврата инвестиций). Такой подход принято называть зрелостью цифровой трансформации, но абсолютное большинство компаний — как в России, так и за рубежом — этой зрелостью сегодня не обладают.

Наиболее системно и эффективно реализуют цифровую трансформацию 4 корпорации, которые принято объединять аббревиатурой FANG (Facebook, Amazon, Netflix, Google). Их действия отличает глубокая продуманность и четкий вектор развития.

Есть и отрицательные примеры. Попытки крупных традиционных компаний (General Motors, General Electric) резко изменить курс на цифровизацию привели к отставкам топ-менеджеров, инициировавших эти процессы. Диджитал-трансформация без продуманной стратегии и долгосрочного видения неэффективна и в большинстве случаев приводит только к еще большим проблемам. По данным McKinsey, только 13% руководителей крупнейших мировых компаний имеют четкое видение процесса цифровизации их бизнеса.


Конкуренты уже на цифре


Нужна ли цифровизация всем компаниям? Да, но в разной мере. Необходимость (и эффективность) цифровой трансформации компании можно оценить заранее. Любая технология должна понятным образом влиять как минимум на один из трех ключевых компонентов: бизнес-модель, операционные процессы и взаимодействие с клиентами. Если ни один из них в итоге не меняется – цифровая инициатива делается исключительно для имиджа (использовать IoT(«интернет вещей») и собирать данные — еще недостаточно для получения бизнес-эффекта).

С распространением цифровых технологий конкуренция в отрасли (или рыночном сегменте) может измениться по нескольким сценариям: реструктуризация отрасли из-за появления платформ или агрегаторов, смена предпочтений существующих клиентов, приход новых игроков из других сегментов. Яркий пример последнего сценария — вторжение систем Apple Pay, Samsung Pay и Google Pay на рынок электронных платежей, где до последнего времени доминировали Mastercard и VISA. Другой похожий пример — китайский мессенджер WeChat: он внедрил возможность проведения платежей и отобрал таким образом большую рыночную долю у местной платежной системы UnionPay.


С изменением структуры отрасли меняется и статус традиционных участников рынка. Появление новых платформ несет в себе высокий риск: их развитие после набора критической массы пользователей происходит настолько быстро, что времени на выработку ответных мер практически не остается.


Например, «Яндекс» за очень короткий срок полностью перевернул сложившийся рынок такси, стал на нем основным игроком и фактически не оставил таксомоторным компаниям шансов на самостоятельную и независимую работу. Чтобы избежать подобных ситуаций, бизнесу критически важно вести постоянный проактивный мониторинг проектов и технологий, от которых может исходить угроза для текущего бизнеса. При выявлении существенной опасности компании следует провести цифровую трансформацию, чтобы работать в условиях новой реальности (или просто купить и интегрировать потенциального конкурента).

Смена предпочтений клиентов подразумевает изменение системы коммуникаций. Например, невозможно игнорировать четко выраженный тренд на повсеместное использование мобильных устройств (даже в сегменте B2B). При этом в B2C-сегменте общение с живым человеком зачастую необходимо только при первичном контакте и первой продаже. Для всех дальнейших заказов абсолютному большинству клиентов достаточно просто удобного интерфейса — это позволяет значительно повысить эффективность бизнеса.


Гонка технологий


Когда говорят о государствах с высокой долей цифровизации, традиционно называют Сингапур, Израиль, Швейцарию, США. Однако абсолютной эффективности в проведении цифровой трансформации (без негативного опыта и ошибок) пока не добилась ни одна страна мира.

Существуют успешные кейсы цифровизации в масштабах нашей страны, например развитие рынка телекоммуникаций и финансовых технологий. Сегодня у России — один из самых высоких в мире показателей проникновения мобильных технологий (153 абонента мобильной связи на 100 человек), а средняя скорость подключения к интернету — в 2 раза выше среднего мирового значения. Более 57% семей имеют широкополосный доступ в сеть.

Все эти успехи связаны с ведущей ролью государства в процессах цифровизации и внедрением самой современной технологической инфраструктуры. Основываясь на лучших отечественных практиках, можно расширять возможности цифровой трансформации на все наиболее значимые сферы жизни россиян.

Однако успешная диджитал-трансформация на государственном уровне невозможна без адаптации законодательной базы к новым реалиям и эффективной господдержки компаний, которые системно формируют российскую цифровую экономику. При этом крайне важно сохранять рыночные принципы подобной поддержки — все вложенные государством деньги должны возвращаться. Только так удастся создать конкурентную среду — ее наличие критически важно для разработки и внедрения прорывных цифровых технологий в России.