В России хотят запретить Booking.com. Что это значит для отельеров и других предпринимателей индустрии гостеприимства?

В России хотят запретить Booking.com. Что это значит для отельеров и других предпринимателей индустрии гостеприимства?
Фото: Veejay Villafranca/Bloomberg

Раз

Министерство культуры озаботилось работой Booking.com на территории России и поручило Ростуризму «рассмотреть предложение по запрету деятельности Booking.com на территории Российской Федерации», пишет РБК. Вопрос должен быть решен до 4 июня и рассматривается в качестве ответных мер на санкции США. При рассмотрении вопроса Ростуризм намерен опросить участников туристического рынка. Российские туроператоры начали воевать против букинга еще в 2015 году — тогда они жаловались в ФАС на недобросовестную конкуренцию и навязывание условий контрагенту со стороны сервиса. Микульт уже заявил, что Booking.com в России ничего не угрожает. Действительно, ведомство не имеет полномочий запретить сервис на территории страны. Но разговоры о регулировании не вдохновляют. Редакция Inc. надеется на лучшее, но готовится к худшему. В России традиционно что-либо запрещают, когда все забыли об опасности.


Два

Запретить сервис в России предложил бизнесмен старой закалки и руководитель туроператора «Свой ТС» Сергей Войтович в отраслевом издании «Турпром» несколько недель назад. Эксперты по туризму вдогонку тут же предложили запретить и TripAdviser с Airbnb, чтобы пробить дорогу отечественным аналогам. Туроператоры недовольны, что иностранные агрегаторы вытесняют их из отелей, особенно небольших. Мелкие отельеры просто отказывают операторам в сотрудничестве в сегменте индивидуального бронирования, потому что они уже есть на Booking.com. При этом гостиницы готовы принимать от туроператоров группы и деловых туристов. Международные сети также не жалуют туроператоров, предпочитая агрегаторы. В итоге операторы проигрывают ценовую войну, потому что не могут сделать хорошее предложение клиенту и перебить агрегаторы. Правда, компания Войтовича «Свой ТС» оказалась постоянным подрядчиком Ростуризма: в 2017 году компания заключила с ведомством контракты на 22 млн рублей на проведение выставок и презентаций за рубежом. А сам Войтович много лет пытается создать российский аналог Booking.com: от открытия ООО «Букингсервис» в середине 2000-х до создания непривлекательных ресурсов Svoy-hotel.ru и Bsmos.ru. По данным базы Контур.Фокус, компания Войтовича в 2018 году заключила несколько контрактов на туристические услуги с бюджетными организациями разных российских городов на 12,2 млн руб.


Три

Booking.com пытаются выжить из многих стран. В Турции сервис был запрещен судом по жалобе турагентов, но спустя несколько недель в суд обратились отельеры с просьбой разрешить работу сервиса на территории страны. Но суд оставил решение без изменений. Сейчас сервис не работает только для местных жителей и доступен для иностранцев, которые хотят приехать в Турцию. Бойкотировать сервис начали и турфирмы Азербайджана. Недовольны работой компании были в Украине, обвиняя его в «пособничестве оккупантам Крыма» за продажу путевок в санатории полуострова. В итоге сервис действительно запретил бронировать отель в Крыму, если пользователь находится в России. Но запрет можно было легко обойти, указав, что ты отправляешься в деловую поездку.


Четыре

Букинг приносит отельерам 60-70% клиентов, и запрет сервиса приведет к огромным финансовым потерям для них, рассказала Inc. член правления некоммерческого объединения «Лига хостелов» Ольга Недорезова. Букинг — международная система, номера через него бронируют иностранцы, они просто не знают об отечественных аналогах. Собрать подписи в поддержку работы сервиса в России намерен хостельер Роман Сабиржанов. По его оценкам, на сервис приходится 80% всех броней.

Но некоторым отелям не нравится жесткая антимонопольная (в их интерпретации) политика Booking, обязывающая их не снижать цены (по сравнению с Booking) на проживание на собственных сайтах и других площадках. При этом отели должны платить агрегатору комиссию и не могут демпинговать, когда сами захотят. Сервис собирает с отельеров колоссальные комиссии, но все они выплачиваются международному юрлицу, без уплаты НДС и других налогов, объяснил Inc. участник рынка, пожелавший остаться неизвестным. Кстати, туроператоры уже выступили с предложением обязать Booking платить налоги. Но не запрещать, чтобы не лишать клиентов права выбора.

Капитализация компании Booking.com составляет почти $100 млрд, и с такими деньгами она приходит в любую географию и свободно выжимает любых локальных игроков, объяснил Inc. специалист по туризму, просивший не называть его имя. Поэтому даже лучшим местным разработчикам и маркетологам конкурировать с ней невозможно. Правительство хочет поддержать местных игроков, но не хочет тратить на это много денег, — и ему не остается ничего, кроме как закрыть рынок.


Пять

Владельцам небольших отелей, которые зависят от Booking.com, сейчас стоит предпринять следующее:

Inc. базово против запретов сервисов и технологий. Выскажите свою позицию — выступите против запрета Booking.com. Инициируйте петицию или хотя бы подпишите ее, когда она появится;

Inc. всегда советует тратиться на удержание клиентов, а не на привлечение новых. В любой сложной ситуации повторяем это снова;

проверьте, ту ли аудиторию вы привлекаете и почитайте, как ее понять;

подумайте над повышением качества сервиса для клиентов;

займитесь своим собственным сайтом, соцсетями, подружитесь со СМИ;

изучите, как вернуть клиента на ваш сайт, если он ушел;

подумайте, как улучшить концепцию отеля;

изучите, какие альтернативные предложения о партнерстве есть на рынке, и начните сотрудничество с ними (1001hotels, Островок, туроператор Библио-Глобус).

При подготовке материала использованы данные «Контур.Фокус»