Разобраться • 7 июля 2021

«Мы исправляем за государством его косяки».

Как бизнес разъясняет сотрудникам

пользу прививок

«Мы исправляем за государством его косяки». Как бизнес разъясняет сотрудникам пользу прививок

Текст: Надежда Румак

Фото: Stephanie Keith/Getty Images


К началу третьей волны коронавируса выяснилось, что темпы вакцинации в России крайне низки, а заболеваемость растет: ежедневно в Москве заболевает 7–8 тыс. человек. Представители мэрии и органов здравоохранения говорят, что массовая вакцинация — единственный способ решить проблему, но соцопросы показывают, что процент сомневающихся в новых прививках от коронавируса все еще очень высок. При этом 60% россиян сказали, что готовы были бы вакцинироваться в обмен на денежные поощрения на работе, а треть работодателей признались, что уже используют этот инструмент. Inc. спросил у предпринимателей, что они делают, чтобы мотивировать сотрудников прививаться (если делают), и приносят ли эти действия результаты.

Анастасия Татулова

основательница сети кафе «АндерСон»

Я с самого начала не понимала, почему власть, вместо того чтобы выстроить правильную информационную кампанию с мягким давлением, выбрала насилие.

Я это не готова поддерживать, хотя однозначно за прививки. В своих заведениях я сразу сказала, что увольнять и отстранять никого из-за отказа не буду, хотя у нас изначально больше 50% людей не хотели вакцинироваться ни за что, даже в случае санкций.

Сейчас эта цифра менее 20%. Что мы делали для этого:

1. Провели несколько Zoom-встреч с толковыми и честными врачами, находили иммунологов, вирусологов, которые рассказывали людям про прививку, почему она не новая, на основе чего разработана, откуда возник миф о том, что она не протестирована.

2. Согласовали отмену масок и перчаток для тех, кто привился. Это тоже очень важно, полтора года работать смену по 12 часов в маске — это ад, а от перчаток так вообще вред один — гораздо важнее мыть и часто обрабатывать руки.

3. У нас есть бонус за прививку.

Но, я думаю, самое большое влияние — это не бонусы, а зумы с врачами. Странно, конечно, что людей надо уговаривать прививаться, я считаю, что тут мы просто исправляем за государством в очередной раз его косяки.

Ольга Ускова

глава Cognitive Pilot

Сотрудники Cognitive Pilot начали проходить вакцинацию еще осенью 2020 года, когда в Москве начали прививать первых добровольцев. Более активно записываться на вакцинацию команда начала уже с декабря. Тема опасности COVID-19 и последствий болезни регулярно поднимается и на внутрикорпоративных ресурсах компании, где сотрудники сами делятся последними новостями на эту тему и ведут друг с другом своего рода информационно-разъяснительную работу.

В целом можно сказать, что в пользу вакцинации наибольшее влияние оказывают два основных фактора: первый — это личные примеры вакцинированных сотрудников и наоборот, реальные отзывы о болезни переболевших; а второй — вовлеченность в работу и ответственность перед командой.

На данный момент в компании получили обе части вакцины более 55% сотрудников, из которых около 15% в августе-сентябре уже планируют пройти повторную ревакцинацию. Между первым и вторым уколами мы призываем сотрудников работать из дома, чтобы максимально обезопасить себя в этот период.

Пример: ковровая бомбардировка для снайперов

Чтобы призывы прививаться были услышаны, иногда приходится прибегать к ярким образам и метафорам. Часто это более эффективно, чем принуждение и запретительные меры. Иммунолог Борис Рейзис, профессор Нью-Йоркского университета (NYU), в интервью «Правмиру» рассказал, как его бывшая аспирантка уговаривала вакцинироваться солдат в военной части, где служил ее муж.

Она обратилась к аудитории так: «У нашего организма есть два вида ответа: ковровая бомбардировка и снайперы. Когда в наш неподготовленный организм проникает инфекция, первый ответ — это бомбардировка, она может уничтожить вирус, но в процессе этого разрушает сам организм. Поэтому лучше использовать снайперов. Но они должны быть натренированы на мишени, что занимает время, поэтому в неподготовленном организме у них не получится сразу выйти на передний край. Что делает вакцина? Она заранее готовит снайперов, чтобы они смогли в нужный момент попасть на передовую и уничтожить врага без побочных эффектов». Число желающих вакцинироваться после ее выступления выросло.

Руслан Фазлыев

основатель и CEO Ecwid

Я сам вакцинировался настолько рано, насколько смог, потом у нас топ-менеджмент вакцинировался, а дальше сработал положительный пример. В прошлом году мы прекрасно перешли на удаленку и у нас не было спешки возвращать работу в офисы. И когда мы открывали офисы, то вне всяких требований государства решили, что в офисы будут возвращаться только те, у кого есть антитела или вакцинация. А у нас такие классные вечеринки в офисах, что желающих привиться стало больше. Когда многие привились, и без особых последствий, то и остальным уже было проще. Но вакцинация отличается по городам. В Ульяновске у нас больше 50% вакцинированных, хотя сам город на уровне около 15%. А вот во Владивостоке было меньше 20% вроде. Зависит от субкультуры города и офиса, от среднего возраста тоже. Во Владивостоке ребята моложе.

У нас высокий уровень доверия в компании. Я думаю, на многих повлияло то, что морской свинкой был лично я. Личный пример человека, которого уважаешь, создает естественную мотивацию вакцинироваться.

Мария Радченко

глава пресс-службы сети «ВкусВилл»

Мы привлекли наших партнеров из медицинских клиник, провели зум-встречу с врачом, где каждый мог задать волнующие его по теме вакцинации вопросы. Подключили телемедицину — каждый сотрудник может лично связаться с врачом и получить консультацию с учетом состояния и особенностей его организма.

В наших офисах, распределительных центрах и дарксторах открыли мобильные пункты, где по предварительной записи и графику можно сделать прививку. Это очень удобно, ведь не у каждого рядом с домом есть поликлиника или государственный медицинский пункт. Также предусмотрено бонусное поощрение для всех, кто пройдет вакцинацию.

Сергей Леонидов

генеральный директор «Сравни.ру»

Мы не подпадаем под категорию компаний, для которых вакцинация сотрудников обязательна, к тому же многие могут работать на удаленке. Мы уважаем выбор наших сотрудников и никого ни к чему не принуждаем, но для нас крайне важно, чтобы каждый внутри компании обладал полной информацией о вакцинах и последствиях коронавирусной инфекции. Сейчас существует много мифов и о самом вирусе, и о вакцинах. И у многих просто не хватает времени во всем разобраться.

Поэтому мы решили найти лектора, который сможет грамотно и понятно осветить тему и ответить на вопросы. Выбор пал на врача-терапевта высшей квалификационной категории, журналиста и медицинского блогера Алексея Водовозова. Мы связались с ним и быстро договорились о лекции. Лекция прошла в онлайн-формате. У себя в офисе мы тоже организовали вакцинацию.

В итоге после лекции количество вакцинированных сотрудников выросло более чем в два раза и, как мы надеемся, скоро достигнет 70%. Мне кажется, просвещение — главный способ мотивировать людей сделать прививку.

Вячеслав Бочаров

основатель онлайн-ретейлера «Самокат»

Мы ведем просветительскую деятельность среди персонала. Все сотрудники дарксторов и офисов получили рассылку с подробной информацией о том, где можно привиться и что делать, если есть противопоказания. Также мы проводим вебинары с участием врачей, где каждый желающий может задать интересующие вопросы о вакцинации и коронавирусе. Каждый должен обладать исчерпывающей информацией о вакцинации.

Мы знаем, что многие чувствуют себя неважно после вакцинации, поэтому на следующий день после прививки сотрудники могут взять оплачиваемый выходной, чтобы восстановиться. Сейчас совместно с партнерами продумываем запуск мобильных пунктов вакцинации для курьеров и других сотрудников. Надеемся, что это получится реализовать уже совсем скоро.

Олеся Ермолова

директор департамента по работе с персоналом

федеральной электронной площадки РТС-тендер

У нас на глазах за этот год переболело COVID-19 более 60 человек из числа наших сотрудников, часть из них переносили заболевание очень тяжело и, к сожалению, есть осложнения по здоровью. Мы хотим предостеречь и защитить всех, регулярно проводим разъяснительную работу. В рабочих планах — проведение лотереи для персонала: розыгрыш трех призов по 100 тыс. руб. каждый среди тех, кто сделает прививку в течение месяца. Пока только в планах, потому что, хотя мы понимаем высокую эффективность прямого денежного стимулирования, но вакцинация — это все-таки вмешательство в организм человек, есть сомнения в этичности этой меры. Мы хотим, чтобы сотрудники сами приняли такое решение, очищенное от любых внешних факторов, с единственной целью заботы о своем здоровье. Однако все-таки не исключаем такую акцию, если убедимся, что от нее есть польза.