Финансовый мир уже не будет прежним. Некогда консервативные и закрытые, банки вот уже несколько лет предоставляют сторонним компаниям доступ к своим данным. В России open banking (именно так называется это веяние) еще не особо распространен. Но это временно, уверен основатель и генеральный директор компании APIBank Алексей Петров. Он рассказывает, как концепция open banking поможет самозанятым россиянам работать легально, а агрегаторам и маркетплейсам — решить проблему серых выплат и не нарваться на статью об уходе от налогов.
Как работает open banking
Банки открывают компаниям-партнерам доступ к своей инфраструктуре через открытые API. В результате сторонние разработчики получают возможность создавать различные финансовые приложения и сервисы для клиентов кредитных учреждений.
В Евросоюзе концепция open banking продвигается на государственном уровне: директива PSD2 направлена на создание в странах Европы единого платежного пространства. Во главе угла — забота о гражданах и компаниях: они не должны быть привязаны к одному банку и вынужденно пользоваться только его услугами. Единое платежное пространство позволит клиентам выбирать в разных кредитных учреждениях только выгодные им предложения и сервисы.
Россия старается не отставать (но все равно отстает). Еще в декабре 2017-го Центробанк утвердил «Основные направления развития финансовых технологий на период 2018-2020 годов». Среди прочего, там идет речь о цифровой финансовой инфраструктуре и открытых интерфейсах. В числе реализованных проектов (их пока немного) можно назвать кейс компании «Контур»: в свою онлайн-бухгалтерию «Эльба» компания внедрила функционал банка, и в итоге получился «Эльба Банк». Но в России нет единого стандарта, аналогичного PSD2, — поэтому единое платежное пространство пытаются создать частные платформы.
Кому это нужно
Open banking — настоящая находка для компаний с большим количеством клиентов и сложной системой взаиморасчетов. Лучше всего под такое описание подходят агрегаторы и маркетплейсы — они на своих площадках собирают многочисленных исполнителей (курьеров, таксистов, репетиторов и т. д.) и потребителей этих услуг.
Обычно схема работы классического бизнеса выглядит так: «бухгалтер» с помощью интернет-банкинга следит за счетами и при поступлении туда денег сообщает об этом менеджеру (например через CRM или по телефону), а тот передает информацию далее по цепочке.
Мелких транзакций много, и их сложно администрировать, поэтому площадка вынужденно содержит большой штат бухгалтеров, испытывает высокую налоговую нагрузку и сложности с автоматизацией процесса.
К тому же сама по себе система выплат может быть сложносоставной. Например, сервис доставки еды принимает деньги от клиента и сообщает о заказе ресторану, но переводит ему средства только после выполнения заявки (а еще нужно заплатить курьеру). В результате большие суммы консолидируются на самой площадке, и ей приходится заниматься непрофильной деятельностью по администрированию финансов. Это дорого, неудобно и создает дополнительные регуляторные риски. Площадка становится платежным агентом, проводя выручку через себя. Но и это еще не все.
«Обеляй схемы!»
Агрегаторы и маркетплейсы обычно работают с огромной массой физлиц. Проблема в том, что исполнители, покупая у площадок доступ к клиентским заказам, по сути сами являются клиентами этих площадок. С точки зрения законодательства — это типичная схема по уходу от налогов.
Для работы «в белую» интернет-сервис должен с каждым исполнителем заключать договор гражданско-правового характера, удерживать из суммы договора и платить в бюджет НДФЛ, а также вносить платежи за ОМС и в ПФР — в сумме около 40% к доходу исполнителя. Поэтому многие компании не заключают договоры с физлицами — в цепочке расчетов участвуют компании-прослойки, через которые и проходят (или скрываются) выплаты.
Интернет-сервисы теряют на посредниках до 15% с заказа, но самые главные риски здесь — в нарушении налогового законодательства.
До недавнего времени регулятор смотрел на эти нарушения сквозь пальцы, но сейчас, после принятия закона о самозанятых, он как бы говорит сервисам: «Обеляй схемы!» И скорее рано, чем поздно, придет и к ним, и к физическим лицам с вопросом: «Кому вы платите деньги, и как вы платите налоги?» Неспроста в законе о самозанятых появилась формулировка «оператор электронной площадки» — это как раз про агрегаторы, доски объявлений и другие подобные сервисы.
Закон предусматривает возможность прямого взаимодействия самозанятых и операторов электронных площадок, в том числе с помощью «Госуслуг» и мобильного приложения «Мой налог». Однако это не решает всех бизнес-задач — хотя бы потому, что транзакции по-прежнему нужно администрировать, а проходящие через площадку деньги — где-то держать.
Автоматическая оптимизация
Подключившись через open banking к фининститутам, сервис может предложить своим клиентам не только дополнительные услуги, но и статус самозанятых (по закону их можно регистрировать через банк). Главный же плюс — автоматизация сложных процессов в администрировании финансов. Площадке нужно лишь уведомлять о событиях (например о доставке заказа) систему — и она сама произведет все расчеты и выплаты между рестораном, курьером и другими сторонами. Деньги не будут консолидироваться на самом сервисе — в open banking все расчеты проходят через банк с помощью банковской платформы. При таком подходе сами площадки смогут сосредоточиться на главных задачах — поиске заказчиков и исполнителей. Последние тоже окажутся в выигрыше: платформа автоматически будет регистрировать их доходы, а также рассчитывать и платить налоги.
Вот как это работает. Например, у онлайн-школы 4 тыс. преподавателей по всей стране. Она работает «в белую» и с каждым исполнителем заключает договор ГПХ, по которому платит 1 тыс. руб. за урок. Также с каждой выплаты школа отчисляет 40,1% налогов (они заложены в стоимость занятия). При этом договорная схема работы создает сумасшедший бумажный документооборот и отчетность.
Закон о самозанятых решает эти проблемы, но как мотивировать преподавателей перейти в новый статус? Конечно, можно с каждым из них списаться и провести разъяснительную работу (как это делает «Яндекс.Такси»), но это дорого и долго.
Технологии на базе open banking дают готовое решение: с его помощью можно быстро зарегистрировать статус самозанятых для всех преподавателей через банк.
В итоге с каждой выплаты налог составит 4-6%, школа избавится от тонн бумаги, сократит в 2 раза расходы на прием платежей и выплату исполнителям. Сами преподаватели начнут работать легально и смогут официально принимать средства на карту. Платформа даст возможность автоматически платить налоги, регистрировать все доходы, настраивать сложные системы взаиморасчетов между сторонами Ученик-Площадка-Преподаватель.
Lego для финансов
Налоговые обременения и регуляторные риски — далеко не все проблемы интернет-сервисов. Многие из них пытаются усилить безопасность своих клиентов, но обычно ограничиваются тем, что запрашивают паспортные данные у исполнителей. Лишь некоторые сервисы предлагают услугу «безопасная сделка», но из-за все той же административной нагрузки она довольно дорогая — до 15%. Подключение банкинга выводит защиту клиентов на принципиально иной уровень и значительно снижает затраты на эту сферу (та же «безопасная сделка» будет стоить 1-2%).
Конечно, open banking полезен не только самозанятым. Здесь описаны лишь простейшие кейсы. Но эта технология — как конструктор Lego, из которого можно собирать абсолютно нестандартные решения фактически в любой отрасли, где задействованы какие-либо транзакции.