Вместо пледа и ежедневника: корпоративные подарки, которые запомнятся

Вместо пледа и ежедневника: корпоративные подарки, которые запомнятся
Фото: Carsten Koall / Stringer

Скорее всего, вы уже разослали новогодние подарки от своих компаний — но через месяц вам придётся думать про 23 февраля, 8 марта, а потом — сами не заметите как — опять наступит декабрь. А если вы тянули с подарком до последнего и, кажется, вручить не успеваете, приурочьте его к Старому Новому году — порадуете клиентов и партнёров, а заодно выделитесь из толпы дарителей. Как сделать подарок запоминающимся и превратить в маркетинговый инструмент, совместить креатив с пользой и уложиться в любой бюджет — рассказывает в своей колонке для Inc. владелица агентства корпоративных подарков Алена Макова.


Почти все маркетологи на мой вопрос, дарит ли их компания корпоративные подарки, отвечают печально: «К сожалению, да». Найти подходящий подарок, который раньше не дарили, становится все сложнее, поэтому выбор — настоящая головная боль.


Не безделушка, а инструмент продвижения


Когда подарить надо, думать лень, а бюджет ограничен, подарки нередко превращаются в слив бюджета: дарятся блокноты, салфетки для экранов, внешние аккумуляторы (которых хватает на один заряд), дешевые китайские гаджеты плохого качества. Всё это отправляется в помойку или, в лучшем случае, валяется в ящиках стола.

Но корпоративные подарки — это:

способ поддержания контакта и напоминание о вашей компании;

повод для разговора (поэтому лучше, если менеджеры будут развозить подарки лично);

возможность назначить встречу с «холодным клиентом» (и сделать продажу).

Необычные, продуманные, персонализированные подарки создают повод для разговора или встречи: партнёры и клиенты буквально тают, особенно если вы потрудились учесть их интересы и увлечения. Полезный и качественный подарок, которым человек пользуется каждый день, регулярно напоминает о том, кто его подарил. Логотип для этого совсем не обязателен — пусть он будет незаметен или внутри.


Полезность или креатив


Если обобщить, то подарки (кроме заведомо плохих и бесполезных) бывают двух типов: практичные и вызывающие эмоции. Высший пилотаж — когда польза и эмоции сочетаются в одном подарке.

Полезные — это аксессуары для путешествий, гаджеты, канцелярия, вещи для офиса, дома, отдыха. Подумайте, какие предметы использует ваша аудитория в своей повседневной жизни: часто летает в командировки (переходник для розеток, обложка на паспорт, подписка на приложение про полеты), бывает на промышленных объектах (галоши для защиты обуви), тусуется (складные уютные балетки), ездит за рулем (удобные адаптеры-зарядки).

Эмоциональные подарки могут и не быть практичными, но должны вызывать удивление, восторг, смех — их хочется показывать коллегам, фотографировать, они запоминаются.

Для рекрутинговой компании, которая дарит подарки HR-ам, мы придумали вилку с гравировкой «Зарплатная вилка» и пожеланием «Чтобы зарплатная вилка в новом году всегда соответствовала ожиданиям!». Профессиональная терминология, понятная получателям шутка, да и вилка в офисе часто нужна. Были у нас и «блюдечки с голубой каемочкой», и бокалы с делениями, обозначающими, насколько их наполнить в зависимости от стадии проекта, и кожаные браслеты в виде линейки для дизайнеров и архитекторов — полезно и стильно.

Креативные подарки — хорошее решение для небольшого бюджета. И не забывайте о юморе: даже самые серьезные дяди в самых золотых кабинетах любят посмеяться. Стоимостью подарка вы вряд ли их удивите — а вот замыслом вполне можете.


Плед, термокружка, power-bank


Вещи, безусловно, полезные, но, во-первых, прикиньте, сколько компаний до вас их уже подарили. Во-вторых, не бывает хороших пледов за 500 рублей, а флисовый плед из «Икеи» и так у всех есть. Лучше один хороший подарок, чем целая коробка посредственных. А с бюджетом в 300 рублей за штуку можно подарить сертификат на чашку кофе.


Подача и легенда


Круг подарочных предметов ограничен и почти неизменен — еда, алкоголь, посуда, текстиль, гаджеты, билеты, книги, аксессуары. Но красивый дизайн и игра слов превращают стандартные предметы в необычные. Всё решает история, легенда — как вы упакуете подарок и что о нём расскажете.

Бутылку водки, стопки и конфеты мы уложили в коробку в виде глыбы льда, на которой написали: «Пусть наши теплые новогодние пожелания растопят зимний лед и холод» — предметы обычные, но получилось очень эффектно.

Многие дарят на Новый год варенье. Приложите к банке календарь с фото команды клиентских менеджеров, которые своими руками варят это варенье для любимых клиентов. Убьёте сразу двух зайцев: и подарки, и тимбилдинг. Или подарите 12 баночек с календариками на месяц вместо этикеток и пожеланием: «Пусть новый год придется вам по вкусу!»


Поставьте себя на место получателя


При выборе подарка о получателе часто забывают — учитывают предпочтения собственного начальства или хотят пристроить остатки прошлогодних подарков. Поставьте себя на место получателя: вам бы понравился подарок?


Всем не угодить


Часто в компании подарки выбирают несколько человек. Расслабьтесь: не существует подарков, которые всем по вкусу. Оптимальное решение — 2-3 типа подарков с выбором, кто какой хочет дарить. Запас 10-20% от изначально запланированного количества спасет вас от экстренного поиска недостающих подарков — аппетит приходит во время еды.


Готовь сани летом


Хотите сделать классный персонализированный новогодний подарок не по цене крыла самолета — заказывайте летом. С сентября начинается сезон и про подарки вспоминают все, а самое худшее время для заказа — это конец ноября-начало декабря. Все производства уже расписаны и загружены, цены взлетают, очередь страждущих растет, сувенирные компании и агентства трещат по швам, пытаясь сделать невозможное. Потом к вам приедет бракованная партия, потому что производство спешило, переделывать будет некогда или дорого, сроки «поедут». А летом у вас максимум возможностей и минимум цен — простор для реализации задумок.


Подарки и благотворительность


Сценарий «мы отдали подарочный бюджет на благотворительность, вот вам открыточка» — как минимум не оригинален, как максимум моветон. Благотворительность — это отдельное направление корпоративной социальной ответственности, которое надо строить системно. Часто «благотворительность вместо сувениров» — итог долгих поисков подарка, когда после мучительных споров кто-то предлагает: «А давайте на благотворительность отдадим», — все выдыхают и соглашаются. Если желание помогать искреннее, можно закупить симпатичные сувениры, созданные с участием людей с ограниченными возможностями.


Семейный подарок


У людей бизнеса вечно не хватает времени на семью и близких, поэтому подарок, который порадует семью получателя, сделает счастливым и его самого. Это может быть семейная настольная игра или набор для творчества —  как елочные шарики, которые можно самостоятельно декорировать.


Против потока


В Новый год ваши подарки попадают в череду пакетов, выстраивающихся в приемных и на ресепшенах. Но можно придумать свои праздники и дарить подарки на них — тогда всё внимание будет обращено к вам. Найдите исторический факт про ваш бизнес или придумайте свой повод — арбуз в честь лета или признание в любви к клиентам в честь 14 февраля.