ВЗЛЕТЕТЬ 18 сентября
ПАРТНЕРСКИЙ МАТЕРИАЛ
Алла Штауб
Генеральный директор
В прошлом году мое рекламное агентство Dial стало одним из номинантов ежегодной Национальной премии «Бизнес-Успех». Церемония награждения проходила весной в Москве — съехались тысячи предпринимателей из всех регионов России. Нам посчастливилось победить в специальной номинации «Лучший интернет-проект» и получить призы от ВТБ: год бесплатного расчётно-кассового обслуживания и семидневный бизнес-тур в Сингапур. Замечу, что банк многое делает для развития технологического предпринимательства в России. А его участие в премии — часть масштабной собственной программы поддержки бизнеса «Помогаем делом».
В поездке меня сопровождала Динара Тихомирова, идейный вдохновитель тура, руководитель дирекции цифрового продвижения департамента корпоративного цифрового бизнеса банка ВТБ, и Валерия Мингова, наш координатор на месте, основатель агентства PR Doctor.
Побывать в Сингапуре — моя давняя мечта. Я представляла его бизнес-мегаполисом будущего, и реальность не подвела: эта неделя принесла больше инсайтов, чем десятки прочитанных бизнес-книг. Но обо всём по порядку.
С первого же дня у нас был насыщенный график. Нам предстояло три визита в офисы крупнейших азиатских игроков.
Первая встреча — с Litmus PR. Основатель компании Патрик переехал в Сингапур из Канады 25 лет назад. Сразу о том, что поразило: маленькая команда из 5 человек делает крупнейшие PR-проекты для всего азиатского рынка стартапов. В каждом регионе у Litmus есть партнерское агентство, которое работает над их проектами на местном уровне. Интересная бизнес-модель, есть над чем подумать.
Обсудили особенности работы на российском и азиатском рынках. Нельзя сказать, что PR-технологии как-то сильно отличаются, хотя, конечно, везде свои принципы взаимодействия с журналистами. В Litmus PR давно не практикуют рассылку пресс-релизов, вместо них агентство придумывает для клиентов интересные новостные поводы, которые подхватываются отраслевыми СМИ. Основная экспертиза этого агентства — формирование доверия и поиск стратегических партнеров.
Следующий пункт назначения — Ence Marketing. У агентства прекрасный, настолько уютный офис (сотрудники ходят в домашних тапочках!), что команда не хочет его покидать. Руководству пришлось ограничить рабочий день до 18:00. Хотите работать дальше — работайте из дома. Что интересно — у каждого сотрудника есть возможность вообще не посещать офис, но… удержаться не получается! В целом, переработки в Сингапуре не приветствуются — они стремятся к балансу работы и личной жизни. Сам офис — яркий и просторный open space, однако он не производит впечатление открытого и шумного места.
В команде 20 человек, они обслуживают большинство крупных компаний Сингапура. Среди их клиентов — и российская «Лаборатория Касперского», которая активно работает с азиатскими рынками. По словам ребят, новые клиенты приходят к ним сами, впечатлившись увиденными проектами агентства.
В офисе Ence Marketing мы познакомились с одним из их клиентов, стартапом Fuzzie: это b2b-платформа для поиска корпоративных скидок. Разговорились с его основателем Фарханом Нуром и прямо в офисе начали прикидывать финансовую модель и перспективы Fuzzie в России. Вот так неожиданное знакомство может перерасти в бизнес! В Сингапуре такое случается сплошь и рядом, этот город создан для бизнеса, его роста и развития. Решили продолжить разговор за ужином, Фархан отвел нас в лучшую сингапурскую бургерную Potato Head (и хоть я не любитель — бургеры там и правда превосходные). Кстати, работа над нашим с Fuzzie совместным проектом уже идет, и, возможно, в ближайшее время мы запустим сервис в России. Команде ВТБ за это отдельное спасибо — бизнес-тур был, действительно, бизнес-туром! С самого первого дня мы общались именно с теми людьми, с которыми я готова уже сегодня делать проекты. Сразу видно, подход профессиональный.
Под конец дня мы отправились к крупнейшим сингапурским исследователям — BlackBox Research. Основатель компании — австралиец Дэвид — переехал в Сингапур почти 20 лет назад. Ранее он занимался правительственным пиаром и теперь использует этот опыт в своем нынешнем бизнесе. Проекты у них крупные и масштабные: например, изучение рынка и потребительских предпочтений, разработка позиционирования и запуск страховой компании с нуля в десяти азиатских регионах одновременно всего за три месяца.
Работу над каждым таким проектом они начинают с собственного маркетингового исследования. Изучают, как к конкретному бренду могут относиться в конкретной локации. Мы обсуждали подходы к исследованиям, инструменты, аналитику, дизайн-мышление и всеми любимую Big Data. Эти ребята реально знают, как применять данные в бизнесе.
К концу первого дня стало окончательно ясно, что главные отличия сингапурского бизнеса — очень размеренные и спокойные атмосфера и характер. Здесь нет постоянного ажиотажа, шума, хаоса. Я думаю, это сильно помогает в построении бизнеса. Каждый руководитель компании, с которым мы встречались в Сингапуре, говорил, что большое внимание уделяется корпоративной культуре, созданию приятных и комфортных условий для работы.
Этот день мы посвятили теме блокчейна — было очень интересно, как обстоят дела с этой технологией в Сингапуре после того, как прошел тот-самый-хайп. Поговорили с ребятами из Dify — агентства, которое специализируется на PR и контент-маркетинге по теме блокчейна. По их мнению, блокчейн вовсе не сдулся — он продолжает прокладывать дорогу в бизнесе, но уже более осознанно. Есть две позитивные тенденции: фиктивных и мошеннических проектов становится меньше, а образовательных сервисов появляется всё больше.
С утра мы отправились на Tech Summit @ SST Lab School 2019. Это однодневный форум, посвященный применению высоких технологий в образовании. Здесь получилось поймать и ощутить атмосферу масштабных технологических мероприятий в Сингапуре: программа была ориентирована на практику, много внимания уделяли проблеме внедрения технологий. Главный тренд в образовании — персонализация обучения. Персонализировать хотят всё: программу, ритм, методы оценки. Еще из интересного — мотивация и вовлечение учеников. Технологии должны помочь «зарядить» школьников, чтобы они не могли оторваться от обучения. Честно говоря, мне было сложно — в выступлениях спикеры использовали много терминов, да и сам сингапурский вариант английского непривычен. Но ВТБ и здесь не оставили в беде — коллеги, которые сопровождали меня в бизнес-туре, перевели и на русский, и на человеческий.
Наша насыщенная программа всё-таки предполагала отдых — но и он оказался очень бурным: на четвертый день в Сингапуре мы отправились в парк развлечений Universal Singapore. Он разделен на 7 тематических зон: «Голливуд», «Нью-Йорк», «Город будущего», «Древний Египет», «Потерянный мир», «Далекое или тридевятое королевство» и «Мадагаскар». В каждой свои головокружительные аттракционы, декорации из кино и мультфильмов. Кататься на американских горках под тропическим ливнем — нереальное счастье. Мы прыгали, веселились, рыдали от счастья еще и от того, что чувствовали себя детьми, которые попали на аттракционы, но уже с деньгами и без родителей!
Воскресенье — день отдыха и релакса. Важно после бурной недели и череды интереснейших встреч уметь поставить жизнь на паузу и насладиться моментом. Перезагрузились, освежили голову, разложили по полочкам всю эту груду сингапурских впечатлений. Я благодарна организаторам за то, что все было продумано до мелочей, за внимание ко мне и умение предугадать то, о чем я мечтала!
Завершением деловой программы стала невероятно вдохновляющая поездка в медиахолдинг Singapore Press Holdings — он не только выпускает большинство азиатской прессы, но также инвестирует в медиа-стартапы и производит контент для них. На местной фондовой бирже его относят к «голубым фишкам». Мы были в подразделении, которое отвечает за иностранные новости. Местные журналисты живо интересовались российским бизнесом, финтех-проектами, экономическими инновациями.
Сам офис издательства меня поразил. Это большой open space, где работает много редакторов и журналистов, но там стоит почти абсолютная тишина. Ее нарушил только наш приход. Могу сказать, что такая обстановка для издательства совершенно непривычна. Иногда создавалось впечатление, что людей там просто нет. Выпили кофе в чудесном лаунже внутри холдинга. Все места там обычно заняты маркетологами, но нам удалось отхватить себе диванчик. Редакторы больше часа рассказывали, как у них все устроено, — было очень интересно! Моя группа поддержки ВТБ как всегда на высоте, нашли таких собеседников, от которых сложно оторваться. Да и вообще, Динара и Лера помогали и поддерживали на каждом шагу, оставалось только вдохновляться Сингапуром!
Неделя пролетела незаметно — и я уже думаю, как вернусь в Сингапур. Поездка сильно повлияла на меня, столько всего теперь хочется изменить, улучшить и оптимизировать в своем бизнесе и жизни. Но главное — это мироощущение: Сингапур не просто город, это состояние, атмосфера, другие взгляды на жизнь, технологии, предпринимательство, построение команды.
Здесь всё подчинено идеям бизнеса. Очень простая система налогообложения. Когда открываешь бизнес в Сингапуре, точно знаешь, сколько, куда и когда тебе надо будет заплатить. Если возникает какая-то проблема или что-то неправильно оформил, местные налоговые органы помогут разобраться. Законы в целом просты и понятны. Классическое государство, которое помогает и обычным гражданам, и бизнесменам оставаться в правовом поле.
Понравилось отношение сингапурцев к работе. Если человек приходит в какую-то компанию, то это надолго. Будет стремиться расти и развивать свою карьеру именно в ней. Люди не прыгают из одного места в другое. Хотелось бы, чтобы такие ценности прививались повсеместно у нас в России.
Но эти привилегии дорого стоят: аренда офиса, зарплата сотрудникам, стоимость жизни, услуг очень высоки.
Если перевозите сотрудника из другой страны, вам необходимо обеспечить ему зарплату хотя бы на минимальном уровне, — предприниматели, с которыми мы встречались, говорят, что этот минимум равняется примерно $5 тыс. Есть и полуофициальные квоты, требующие нанимать сингапурцев, — если вы их не соблюдаете, могут отказать в регистрации бизнеса или не разрешить привезти нового сотрудника из-за границы.
Стоит помнить, что население Сингапура — всего 5 млн человек. Если ваш бизнес направлен на конечного потребителя, то смысла переезжать в Сингапур нет. Здесь его не масштабируешь. Но если работаете в b2b-секторе и хотите выйти в азиатский регион, то регистрация в Сингапуре даст огромные преимущества. Законодательных ограничений для компаний из России нет, но у инвесторов и партнеров локация в Сингапуре вызывает намного больше доверия. Рынок для работы маркетинговых агентств тоже небольшой — поэтому их здесь не так много.
Если хотите прокачать свой внутренний мир и бизнес-скилы/навыки — обязательно поезжайте в Сингапур. Лучший город-учебник не придумаешь.
карта полезных мест
Вместе с банком ВТБ мы собрали список мест, которые помогут предпринимателю в Сингапуре провести время с пользой для бизнеса: найти партнеров, набраться идей и отдохнуть в компании единомышленников.