Вы хотели пати? Не вопрос, нате! Как мотивировать команду на запуск «внутреннего стартапа»

Вы хотели пати? Не вопрос, нате! Как мотивировать команду на запуск «внутреннего стартапа»
Фото: Richard Baker/Getty Images

В развитии успешного бизнеса рано или поздно наступает такая стадия, когда команде уже не нужен постоянный контроль, все процессы налажены, а проблемы — если и возникают — решаются в штатном режиме. Такая «точка равновесия» — оптимальное время для запуска нового направления. Но как мотивировать сотрудников на работу еще над одним проектом? У основателя компании по организации вечеринок с написанием картин Painty Дмитрия Анисимова это получилось: его команда теперь устраивает не только арт-пати, но и флористические вечеринки под брендом Planty. Предприниматель объясняет, чем хороши «внутренние стартапы» для продажников и почему «окладникам» нужно давать максимум свободы для самостоятельных действий.


Мою идею о запуске нового проекта сотрудники Painty поначалу восприняли как шутку. А уже через 2 недели вся команда ожесточенно спорила о том, какие растения смотрятся выигрышнее и должен ли быть во флорариумах мох. Если у вас замотивированные сотрудники, чьи взгляды на жизнь и бизнес схожи с вашими, — все получится. Правда, в период запуска нового направления и вам, и команде на какое-то время придется стать супергероями и работать в 2 раза больше обычного.


Фаундер — всему голова


Какой бы классной ни была команда, многое зависит от фаундера компании: если он сам не «потянет» еще одну вертикаль, шансы на успех будут стремиться к нулю. Поэтому решение о запуске нового направления нужно хорошо взвесить. Достаточно ли у вас для этого внешних и (самое главное!) внутренних ресурсов? Если да — супер, дерзайте! Меня вдохновляют новые начинания, и дополнительную нагрузку от них я почти не замечаю.

Очень важно соблюдать баланс вовлеченности в каждое из направлений и успевать мониторить ключевые показатели и события всех ваших проектов. В противном случае есть риск упустить свой основной бизнес, которому, скорее всего, первое время придется дотировать новую вертикаль. Если же со временем вы поймете, что одно из направлений вас уже не увлекает, лучше выйти из этого бизнеса и основательно заняться тем, что действительно интересно.


Вызов для топ-менеджеров


Руководителями обычно становятся амбициозные и целеустремленные люди. Часто это те, с кем вы развивали бизнес с нуля. Во время запуска «внутреннего стартапа» их нагрузка ощутимо увеличивается: пока новый проект не встанет на рельсы, нужно контролировать каждый этап его развития.

Чтобы не перетруждаться, менеджеры, как и вы, должны загореться новой идеей и воспринять ее как личный вызов. Для этого обсуждайте с ними все стратегические решения. Заодно команда поможет вам взглянуть на идеи под другим углом и увидеть все их сильные и слабые стороны.


Раздолье для продажников


Для отдела продаж еще одно направление бизнеса — прекрасная возможность повысить доход с минимальными дополнительными усилиями. Ведь новую услугу (или продукт) можно продавать не только ее потенциальным потребителям, но и «старым» клиентам, которые уже знакомы с вашим первым проектом и довольны качеством сервиса. Например, Painty часто работает с корпоративными клиентами — компаниями, которые устраивают арт-пати для своих сотрудников. Теперь наши продажники предлагают им устроить уже флористическую вечеринку для своего коллектива.


Сдельщикам — деньги, «окладникам» — свободу


Понятнее всего ситуация со сдельщиками — сотрудниками, которые работают по модели «сколько сделал — столько и заработал». Например, у ведущих наших вечеринок дополнительно к окладу есть бонусы — они зависят от оценок, выставленных участниками проведенных мероприятий. Формируется своеобразный рейтинг, на основе которого выплачиваются ежеквартальные премии.

Задействованных в Painty художников мы тоже смогли привлечь к новому направлению бизнеса. Они обучились еще одной технике, которая требовалась для флористических вечеринок, — и теперь могут больше зарабатывать и не искать подработки. У нас даже уменьшилась текучка, благодаря чему освободились человеко-часы, которые мы тратили на рекрутинг.

Неоднозначная ситуация — с теми, кто на фиксированном окладе (логистами, айтишниками, клиентской поддержкой). Очевидная материальная мотивация для этой части сотрудников не действует — их доход если и увеличится после расширения бизнеса, то не сразу. Но и для «окладников» есть свои плюсы. В налаженном бизнесе они решают день за днем одни и те же задачи, и со временем такая монотонная работа может наскучить. Если в новом проекте эти сотрудники получат максимум свободы для самостоятельных действий, этот челлендж воодушевит их.


Сложно, но интересно


С запуском второго продукта на нашу команду свалился миллион вопросов: где найти новые склады и формы для флорариумов (их в итоге решили выпускать самостоятельно), какой должна быть упаковка и т. д. Это было сложно, но интересно, — команда смогла реализовать свой потенциал и вырваться из рутины.

Специалистов мотивирует работа в развивающейся компании, потому что вместе с ней растут и они — профессионально и карьерно. Их «драйвит» работа в компании-лидере — это позволяет и себя почувствовать лидером. Поэтому создавайте качественный продукт — и тогда вам будет гораздо легче мотивировать команду на покорение новых высот.