Маркетплейсы набирают популярность во всем мире: именно к этой категории относятся гиганты Alibaba, Rakuten, eBay. Можно сказать, что Uber — нишевый маркетплейс для водителей, а AirBnB — для арендодателей. Эта бизнес-модель оказалась настолько эффективной, что ее взяли на вооружение и обычные интернет-магазины. Например, Amazon позволяет сторонним продавцам размещать свои товары за определенную комиссию с продаж. Вот на каких торговых площадках могут стартовать начинающие предприниматели.
Рост оборота торговых онлайн-площадок в России и мире обусловлен объективными причинами.
С точки зрения покупателя, посещение крупного маркетплейса — это доступ к огромному ассортименту, а также возможность сравнить товары одной категории, прочитать отзывы о них и выбрать оптимальное соотношение цены и качества. В большинстве случаев отзывы на торговых площадках воспринимаются как более честные и объективные по сравнению с отзывами в собственном интернет-магазине компании.
Популярные маркетплейсы России
Крупный интернет-магазин «Юлмарт» поддерживает функционал маркетплейса: как крупные компании, так и малый бизнес могут продавать свои товары на сайте магазина, который посещают 540 тыс. пользователей в день. Магазин берет комиссию с продаж, в то время как право собственности на товар остается за продавцом.
Плюсы:
Минус:
Совместный проект «Яндекса» и «Сбербанка», официально запущенный в октябре 2018 года после полугодового тестирования. На данный момент в каталоге торговой площадки представлено более 100 тыс. товаров от 1 тыс. продавцов, но можно прогнозировать быстрый рост в ближайшем будущем. Партнерами маркетплейса могут стать только продавцы товаров приоритетных категорий: электроника, красота и здоровье, детские товары, мелкая бытовая техника, спорт и отдых, дом и дача, товары для животных.
Плюсы:
Минусы:
Эта площадка запущена «М.Видео» в начале 2017 года. В каталоге goods.ru представлено более 500 тыс. товаров от 400 партнеров. Ассортимент включает в себя электронику, бытовую технику, товары для дома и ремонта, детские товары и многое другое. Размер комиссии с продаж зависит от средних цен и маржинальности в каждой категории.
Плюсы:
Минусы:
Интернет-магазин Ozon запустил свой собственный маркетплейс летом 2018 года. Ежедневно площадку посещают 800 тыс. пользователей, а общее число активных покупателей составляет 2,5 млн.
Плюсы:
Минус:
Robo.market — это сервис, запущенный в 2016 году и предназначенный для простой и удобной интернет-торговли. Более 60 тыс. уникальных посетителей ежедневно совершают покупки на Robo.market.
Плюсы:
Минус:
«Пульс цен» — один из крупнейших B2B-маркетплейсов, большей частью посвященный промышленности и строительству. За 25 лет работы проект вырос до 8 млн. заказов в год и 11 тыс. клиентов.
Плюсы:
Минус:
Supl.biz — это онлайн-маркетплейс для малого и среднего бизнеса. Здесь любая компания может предложить себя в качестве поставщика товаров, различного оборудования, материалов и услуг. Схема работы следующая: заказчик размещает заявку на сайте, поставщики получают информацию о заявке по электронной почте и предлагают свои условия и цены. На данный момент на площадке ежедневно публикуют около 650 заказов.
Плюсы:
Минус:
Правильная ступенька
Если вы только начинаете свою бизнес-деятельность в сфере электронной коммерции, маркетплейс может стать идеальной ступенькой к росту. Психология покупателя такова, что маленькому интернет-магазину он скорее предпочтет крупный онлайн-ресурс с раскрученным именем, широким ассортиментом, быстрой доставкой и заманчивыми маркетинговыми акциями. Кроме того, крупные маркетплейсы с большей вероятностью попадут в поисковую выдачу.
С другой стороны, отдав продвижение и логистику на откуп маркетплейсу, вы упускаете возможность разобраться в этих областях и получить необходимые для дальнейшего развития навыки. Стоит использовать торговые площадки для начала продаж, а затем углублять свои знания в логистике и интернет-маркетинге. Если условия маркетплейса перестанут вас устраивать, вы сможете продолжать развитие своего бизнеса самостоятельно.