• Usd 68.89
  • Eur 78.52
  • Btc 3790.66 $

Редакция

editorial@incrussia.ru

Реклама

ad@incrussia.ru

Журнал

Бизнес-кодекс: Максим Каширин, основатель группы компаний Simple

Бизнес-кодекс: Максим Каширин, основатель группы компаний Simple

Рубрики

О журнале

Соцсети

Напишите нам

Выручка растет под джаз: как музыка помогает бизнесу зарабатывать

Выручка растет под джаз: как музыка помогает бизнесу зарабатывать
Фото: Jack Taylor/Stringer

От небольшого магазина в жилом доме до огромных моллов, от вестибюлей метро до автосалонов класса люкс, от пельменной и до ресторана авторской кухни — клиент везде слышит фоновую музыку. И это аудиосопровождение повлияет на то, насколько комфортно ему будет находиться в заведении, долго ли он задержится и сколько денег потратит. Музыкальный фон крупных международных компаний всегда продуман до мельчайших деталей, обычно ему посвящена отдельная объемная глава бренд-бука. В то же время владельцы небольшого бизнеса зачастую не придают ему особого значения и включают радио, готовые подборки популярных треков или своих любимых исполнителей, тем самым упуская одну из маркетинговых возможностей. Вот как подобрать плейлист, который поможет увеличить прибыль вашей стоматологической клиники, магазина или кофейни.


Комфортная атмосфера


Первое, на что стоит ориентироваться при подборе музыкального сопровождения, — целевая аудитория компании. Какого возраста ваши потенциальные клиенты? Исследование, проведенное сервисом Яндекс.Музыка, показывает, что музыкальные предпочтения различных возрастных групп значительно отличаются. Среди пользователей сервиса до 18 лет самыми популярными оказались Мот, Егор Крид и Twenty One Pilots, а среди тех, кто старше 45, — Григорий Лепс, Кино и Ленинград. Конечно, не стоит использовать результаты исследования как прямую рекомендацию, однако они прекрасно иллюстрируют общую тенденцию: моложе аудитория — более современная музыка. В модных молодежных местах особенно уместны будут музыкальные новинки: посетители смогут их «зашазамить» и впечатлить друзей своей музыкальной эрудицией.

Кроме того, музыкальное сопровождение будет зависеть от расположения офиса или торговой точки. Услугами компаний, находящихся в спальных районах, обычно пользуются местные жители: это могут быть школьники, пенсионеры, семьи с детьми. Они выбирают недорогие заведения рядом с домом и должны чувствовать себя здесь «в своей тарелке». Для таких мест подойдет привычная популярная музыка. В центре города совершать покупки и пользоваться какими-то услугами будут те, кто уделяет много времени работе и поэтому предпочитает все остальные вопросы решать неподалеку, либо местные жители с высоким достатком. Здесь целесообразно будет использовать лаунж и чилаут, а также софт хаус — энергичные музыкальные направления, которые чаще всего относят к элитным.


Что может музыка


Не менее важно заранее определить, какие задачи должна решать фоновая музыка, ведь с ее помощью можно влиять на поведение посетителей. В 1982 году  профессор по маркетингу Рональд Миллиман в течение 9 недель исследовал это влияние. В супермаркете в разное время включали быструю (94 и более BPM — beats per minute, удары в минуту) и медленную (72 и менее BPM) музыку, либо не включали вовсе. Оказалось, что под медленные треки посетители проходили контрольное расстояние за 128 секунд, а под быстрые — за 109. В то же время, в тишине на тот же путь покупатели тратили 120 секунд. Интересно, что под медленную музыку люди тратили больше денег: продажи выросли на 38%. Скорее всего, проводя больше времени в магазине, покупатели имели возможность лучше рассмотреть ассортимент и чаще совершали импульсивные покупки. Не стоит пренебрегать этим эффектом, в особенности если вы хотите продавать дорогостоящие товары. Кроме того, медленная музыка с позитивной эмоциональной окраской, такая как лаунж, спокойный джаз, медленный соул, будет полезна там, где клиентам, возможно, придется ожидать своей очереди или провести много времени, — например в ресторане, салоне красоты, на автомойке. Это актуально и для стоматологических клиник. Как правило, в очереди к стоматологу люди нервничают. Помочь расслабиться и успокоиться помогает классическая камерная музыка. Как правило, это 3-4 солирующих инструмента: фортепьяно, скрипка, гитара, флейта, арфа и т.д. Очень хорошо подходит не только классика в традиционном исполнении, но и так называемая new classic — сочетание акустических и электронных инструментов, как в саундтреке к фильму Томаса Ньюмана «Красота по-американски» например.

Быстрые ритмичные треки в стиле фанк, реггетон и хип-хоп будут уместны там, где от клиента требуются активные действия. У этих жанров четко выраженный ритм, как правило, средний или средне-быстрый темп, под который удобно двигаться. Кроме того, подойдут все танцевальные жанры, особенно востребованный сейчас поджанр deep house. Он хорош тем, что при минимуме инструментов и вокала и наличии электроники (электронных инструментов, четкого бита, басового рисунка) ди-джеи используют семплы живых инструментов, благодаря чему он не столь однообразен, как, например, обычный хаус, техно, электро хаус. В первую очередь, такая озвучка подойдет компаниям, связанным со спортом: пейнтбольным и фитнес-клубам, бассейнам, каткам, теннисным кортам и стадионам, магазинам товаров для спорта и активного отдыха на природе. Кроме того, подобное аудиосопровождение будет уместно в недорогих продуктовых магазинах: чаще всего в них довольно многолюдно, а покупатели выбирают одни и те же знакомые товары, поэтому полезно будет стимулировать их совершать покупки немного быстрее, чтобы увеличить проходимость, а значит, и прибыль. Аналогичным образом можно повысить прибыльность заведений быстрого питания. Интересно, что похожим эффектом обладает громкость музыки. Вы наверняка помните, что перед новогодними праздниками, в черную пятницу и другие «горячие» периоды музыка во многих магазинах звучит громче обычного: не настолько громко, чтобы уйти без покупки, но все же достаточно, чтобы создать легкий дискомфорт, который не позволяет задерживаться в магазине и выбирать слишком долго.


Тематический плейлист


Клиенты давно привыкли к тому, что перед Новым годом повсюду звучат рождественские песни, а в канун Дня влюбленных — баллады о любви. Но это далеко не все события, которые можно успешно обыграть с помощью фоновой музыки: отличный пример — недавний Чемпионат мира по футболу.

На Васильевском острове есть просторный бар на набережной, в нем тепло и уютно. Туда во время Чемпионата приходили следить за игрой местные и иностранные болельщики. Помещение бара разделено на несколько зон. До и после игры, а также во время перерыва звучал обычный плейлист заведения. Это европейская танцевальная музыка, в том числе популярных исполнителей, например Broken Drum, EDX, Pitbull и Джона Раяна. Скорость песен — 130 BPM. Кажется, что музыка подобрана идеально для модного спортивного заведения: интернациональная, веселая и быстрая. Однако она играла в каждой зоне, а ведь там транслировались разные матчи.


Зал 1

Во время матча Япония — Польша в баре арендовали один из залов: поляки болели за родную страну. Уместно было включить музыку на польском: болельщикам было бы приятно услышать родную речь, а значит, независимо от результата встречи, можно было бы рассчитывать на щедрые чаевые.


Зал 2

В другом зале, где посетители смотрели матч Сенегал — Колумбия, было тихо, болельщики наблюдали за игрой, но не показывали свою реакцию на происходящее. При этом обе команды очень темпераментные, а Фалькао — колумбийского нападающего — несколько раз сбивали с ног сразу два сенегальских защитника. Получается, что футбол создал атмосферу, а заведение — нет. В этой ситуации было бы уместно включить колумбийскую и сенегальскую музыку. Она зажигательная, под неё хочется двигаться и делиться эмоциями.


Зал 3

В третьей зоне — на веранде — за игрой следили в основном посетители с детьми. Для них футбол не главное, они пришли поесть и отдохнуть с семьей и только иногда посматривали на экран, чтобы оставаться в курсе. В этой зоне как раз целесообразно было оставлять стандартную фоновую музыку, особенно если среди гостей много постоянных клиентов.

Аналогично можно поддержать и другие события и даже маркетинговые акции, например дни немецкой кухни в ресторане, неделю французских вин в магазине или скидки на путевки в Италию в туристическом агентстве.

Рассылка журнала Inc.
Подпишитесь на самые важные материалы о бизнесе
и технологиях в России