Рубрики
О журнале
Соцсети
Напишите нам
Редакция: editorial@incrussia.ru
Реклама: advertising@incrussia.ru
Разобраться • 7 марта 2025
Инструкция: что делать, если взломали «Госуслуги»
Инструкция: что делать, если взломали «Госуслуги»
Текст: Андрей Кусков
Бизнес-журналист,, редактор «Инк.», спортивный комментатор, радиоведущий. Бывший шеф-редактор радиостанции, имеет обширный опыт работы в спортивных СМИ. Вел репортажи с места событий. Вместе с командой впервые в России интегрировал в прямые эфиры x.com
Фото: Clint Patterson/Unsplash
Портал «Госуслуги» используют более 110 млн россиян. И их учетные записи, как и на всех сайтах, где есть персональные данные, подвержены атакам мошенников. «Инк.» узнал, что делать, если злоумышленники получили доступ к аккаунту, и как не попасть в такую ситуацию.
Учетная запись на портале «Госуслуги» нужна злоумышленникам в первую очередь из-за изобилия персональных данных. Как правило, в личном кабинете можно найти информацию о паспорте, СНИЛС, ИНН, информацию о прописке, адресе проживания, привязку к счетам в банках и многое другое. Получив доступ к документам, можно оформить кредит, налоговый вычет или просто продать эти данные третьим лицам.
В 2024 году мошенники часто представлялись операторами связи и просили продиктовать им код из телефона, который помогал взламывать аккаунты «Госуслуг». Люди не всегда понимали, что за код им пришел и для чего он оператору связи. Это приводило к тому, что на граждан оформляли кредиты или вымогали деньги за возвращение аккаунта. Другим популярным способом взлома учетной записи на «Госуслугах» стала схема с перевыпуском абонентского номера, к которому был привязан аккаунт. Если человек терял на длительное время доступ к номеру, его могли перепродать и мошенники через смс восстанавливали аккаунт. После этого сценарий оказывался прежним: от имени человека могли оформить кредит или налоговый вычет.
Взять кредит на портале «Госуслуги» нельзя. Но можно подтвердить запрос на получение займа в некоторых банках и микрофинансовых организациях (МФО). Следовательно, если злоумышленники завладели аккаунтом, они могут оформить потребительский кредит.
Среди известных схем мошенников можно выделить еще несколько: злоумышленники представляются сотрудниками силовых ведомств, таких как Федеральная служба безопасности (ФСБ) и Министерство внутренних дел (МВД), или связываются с сотрудником через соцсети и мессенджеры под фейковым аккаунтом руководителя. В таких случаях злоумышленники в первую очередь стараются склонить граждан к переводу денег на свои счета или получить персональные данные — в том числе и через доступ к аккаунту на «Госуслугах».
Есть три основных способа узнать, что аккаунт взломан.
Двухфакторная аутентификация — дополнительный способ защиты аккаунта. Помимо ввода пароля вам нужно ввести код, который направляют вам в смс. С октября 2023 года двухфакторная аутентификация обязательна для всех пользователей портала «Госуслуги».
В любом случае лучше проверять свой аккаунт на предмет подозрительной активности и раз в несколько месяцев менять пароль. Желательно, чтобы он отличался от других сайтов, где вы зарегистрировались. Тогда получится обезопасить учетную запись от взлома.
Если аккаунт взломан, то в первую очередь нужно попробовать вернуть вашу учетную запись. Если злоумышленники не сменили номер телефона или почту, то нужно воспользоваться кнопкой «восстановить доступ». Она находится на странице входа в аккаунт.
Чтобы восстановить пароль, вам потребуется номер телефона или электронная почта. Помимо этого, нужно указать данные одного из документов:
Также, если установлен контрольный вопрос, то система попросит ответить на него. Если все пройдет успешно, то придет письмо на электронную почту или смс на телефон. После того как введете специальный код, потребуется придумать новый пароль.
Вторым способом будет восстановление через приложение банка. Для этого нужно просто создать заново аккаунт на «Госуслугах». При проверке данных вас направит к старой учетной записи, так как она привязана к паспорту. После этого получите новый пароль.
Важно, чтобы к онлайн-банку был привязан другой номер мобильного телефона. Если он тот же, что и раньше, то новый пароль вы не получите. В службе поддержки портала «Госуслуги» советуют в таком случае завести электронную сим-карту в личном кабинете мобильного оператора. Она должна поддерживать функцию eSIM.
Если предыдущие два способа не подходят, всегда можно обратиться в центр обслуживания или многофункциональные центры (МФЦ). Для этого обязательно возьмите с собой СНИЛС и паспорт. После проверки данных сотрудники отправят через смс или электронную почту новый пароль для восстановления аккаунта. Войти в него нужно будет с помощью данных СНИЛС.
После того, как восстановили доступ к своему аккаунту, нужно выйти со всех устройств, чтобы у мошенников не сохранился доступ к нему. Сделать это можно во вкладке «профиль» → «безопасность» → «действия в системе». Вам нужно выйти из других аккаунтов. Те же действия повторите и в разделе «мобильные приложения».
В разделе «действия в системе» вы сможете увидеть активность мошенников, которые получили доступ к учетной записи. Особое внимание уделите взаимодействиям с банками и микрофинансовыми организациями (МФО). Также стоит на всякий случай запросить данные из Бюро кредитных историй (БКИ). Узнать, где хранится история, можно через заявление на «Госуслугах».
Найдите через поиск услугу «Получение информации о хранении кредитной истории». После нажатия кнопки «Начать» сформируется запрос. Важно проверить все данные, которые внесет система. Если вся информация верна, можно отправлять письмо. Ответ придет в течение одного дня.
После этого стоит направить им запрос, чтобы узнать, не оформляли ли на вас займы. Дважды в год каждый россиянин может запросить эти данные бесплатно.
Проблема: мошенники оформили на вас кредит.
Решение: если вы увидели, что заявки на кредит есть, сначала нужно связаться с банком или МФО, где злоумышленники взяли заем. Параллельно с этим на портале «Госуслуги» лучше отозвать согласия и разрешения на обработку персональных данных.
Чтобы избежать оформления кредита на себя, в случае кражи ваших персональных данных можно воспользоваться функцией самозапрета на кредиты. Она заработала с 1 марта 2025 года. Оформить можно через «Госуслуги».
Если деньги мошенникам еще не поступили, то после заявления кредитные организации обязаны отменить операцию по выдаче кредита. Если же заем одобрен и деньги им поступили, следует запросить копии документов о запросе на получение кредита. С ними можно написать заявление в МВД и требовать от банка или МФО аннулировать договор. В случае их отказа придется идти в суд.
Проблема: мошенники оформили налоговый вычет на ваше имя.
Решение: сначала нужно обратиться в ближайшее отделение Федеральной налоговой службы (ФНС) и сообщить, что вычет вы не оформляли, это сделали злоумышленники. Стоит обратиться и в МВД, чтобы они провели проверку и занялись поиском мошенников. Быть готовым к суду. Так как нужно будет доказать, что денег и налоговый вычет вы не получали.
Проблема: мошенники не успели оформить кредиты или налоговый вычет. Но, возможно, завладели персональными данными.
Решение: В первую очередь нужно обращаться в МВД и писать заявление о взломе аккаунта. Это поможет подстраховаться, если данные в будущем будут использовать для нелегальной деятельности. Помимо этого, лучше предупредить родственников, так как злоумышленники могут получить информацию о семье и пытаться обмануть их.
Чтобы минимизировать риски взлома аккаунта в «Госуслугах», нужно следовать следующим правилам:
Если будете соблюдать все эти правила, то доступ к аккаунту станет максимально сложным для мошенников.